Больше рецензий

6 сентября 2021 г. 14:02

313

5

«Хорошая книга – это дверь, которая раскрывается перед тобой». Очень удачно цитата Льва Кассиля ложится на книгу Яны Летт. «История семи дверей» - пожалуй, одна из лучших детских книг, что я читала, по крайней мере, одна из самых понравившихся. И главным ее преимуществом является то, что она будет интересна далеко не только заявленной аудитории. Я считаю, что хорошее детское произведение от плохого отличает то, что в нем каждый может найти что-то свое, вне зависимости от возраста. Конечно, младшая аудитория накладывает много ограничений, от этого никуда не деться. Но и в таких рамках спокойно можно написать интересную и неоднозначную историю, которую хочется анализировать. И «История семи дверей» одна из тех книг, что по мере взросления читателя открываются для него с новых и новых сторон. Словно волшебные Двери, случайно созданные юным путешественником по иным мирам.

«История семи дверей» рассказывает о приключениях двух главных героев, одновременно противоположных друг другу, но в чем-то очень похожих. Соль – мальчик из таинственного Дома-в-Нигде, места, где родители обучают своих детей открывать Двери, проходы в другие миры. Кира – обычная девочка из знакомой всем нам реальности, что волею судьбы оказалась втянута в серию невероятных событий из-за встречи с Солем.
Вместе они пытаются закрыть Двери в иные миры, распахнувшиеся по всей Москве и грозящие погрузить город в хаос.
Хорошо заметно, что каждое приключение, каждая встреча с новыми персонажами меняет главных героев и их взгляды на жизнь. Соль и Кира не остаются теми же людьми, какими были в начале книги, и их развитие логично обосновывается сюжетом. Это может казаться чем-то само собой разумеющимся, но хорошо прописанные главные герои – один из важнейших элементов художественного произведения. И не только главные.

Все персонажи, с которыми встречаются Соль и Кира, имеют свою уникальную личность и зачастую короткую, но западающую в душу историю. Но самое главное, все они неоднозначны, и автор, не стесняясь, говорит об этом как о чем-то совершенно естественном. Это второй из весомых плюсов книги. «История семи дверей» не пытается заставить читателя смотреть на ситуацию с одной единственной стороны, наоборот, она подталкивает его к размышлению над каждой ситуацией, каждым представленным персонажем. Этому также способствует полное отсутствие осуждения в книге. На любую из поднятых проблем автор как бы говорит: «Я понимаю».

А проблемы всплывают самые резные. Есть бытовые, вроде страха признаться в чем-то, что раньше скрывал, и сложности прощения, а есть глобальные и философские, причем тянущие за собой еще комплекс таких же. Апогеем последних я считаю подглаву «Сказка об Ученом, Короле и машине счастья». Эта небольшая история вначале действительно кажется довольно обычной сказкой, но после прочтения назвать ее так язык не повернется. Постепенное нагнетание приводит к внезапному осознанию ужаса ситуации и разрушению иллюзий, как у персонажа, так и у читателя. Благие намерения, которыми вымощена дорога в ад, пацифизм и альтруизм, извращенный манипуляциями, разрушенные идеалы, конфликт философий а, главное, неразрешимая проблема, которой бесполезно сопротивляться, что погружает персонажа на дно отчаяния. А ведь я не назвала и половины того, что есть в этой истории, позиционировавшейся как сказка. И все это на восемнадцати страницах. Поэтому «Сказка об Ученом…» может одинаково впечатлить как ребенка с живым воображением, так и взрослого, чей опыт позволяет ему еще глубже осознать ситуацию. Но, несмотря на эту, мягко говоря, не позитивную историю, книга в целом ничуть не теряет своей атмосферы уюта и радости жизни, наоборот, моменты тьмы и негатива только подчеркивают ее.

«История семи дверей» стремится больше задавать читателю вопросы, нежели давать на них прямые ответы, но некоторые интересные мысли прослеживаются через всю книгу. И, пожалуй, одна из самых основных, это: «Существует очень много способов быть счастливым, и ты волен следовать своему собственному». И в этой мысли заключается квинтэссенция всей книги. «История семи дверей» говорит на равных с читателями всех возрастов, честно рассказывая об окружающем нас мире. Да, с одной стороны приключения героев кажутся безобидными, но с другой они поднимают очень сложные вопросы, на которые невозможно дать однозначный ответ. И на протяжении всей книги автор мягко подводит юного читателя к пониманию, что не знать «истинно верного» решения проблемы – нормально. Нормально испытывать смешанные чувства к другим людям, нормально обнаруживать новые стороны мира и бояться этого, нормально не быть идеальным для всех вокруг, нормально совершать спорные поступки, нормально не знать, кто ты и куда идешь. Все это каждый человек переживает всю жизнь, не зависимо от возраста. И любой, будь то ребенок или взрослый, сможет понять и почувствовать то, чего хотела добиться Яна Летт своей книгой. Помочь людям принять жизнь во всей ее полноте и научиться не бояться ее.

Я однозначно рекомендую «Историю семи дверей» тем, кто считает, что книги для детей должны в первую очередь развивать юных читателей, давать им пищу для ума, а так же тем, кто уже давно не ребенок, но не утратил любви к позитивным и немного наивным, но действительно глубоким историям. Тем, кто знает, что дети и взрослые не так уж сильно отличаются.

Ветка комментариев


Чудесная книга, которая наверняка понравится не только детям и подросткам, но и взрослым. Место действия – Москва, а главные герои живут в самом сердце столицы. События происходят на московских улицах и в переулках, в известных местах города. Поэтому для подростка эта книга может послужить мотивацией идти открывать для себя новые двери родного города, следуя по маршрутам главных героев. В этом книга, безусловно, несет познавательную функцию.
Захватывающий сюжет, постоянно появляющиеся новые чудесные персонажи со своей историей сочетаются в книге с легкой, ненавязчивой и доброй философией. Волшебство, в котором так нуждаются и взрослые, и дети, случается только с теми, кто в него верит. А люди в суете и бесконечных делах слишком часто забывают про него. Собственно, доброта и любовь – тоже являются гранями волшебства, и поэтому люди скучные не способны дарить любовь – они замкнуты на себе.
По сюжету, жители других миров уверены, что на Земле совсем нет волшебства, но, к счастью, они ошибаются. Маленький Соль, пришелец из другого волшебного мира, к своему удивлению, обнаруживает, что «здешняя» девочка обладает бОльшей силой волшебства, чем он сам; что ее бабушка Марта – самая настоящая добрая фея, свободная как птица, парящая над миром; что есть люди, всю свою жизнь верящие в мечту и не изменяющие ей. Разные грани категории волшебного умело открываются автором книги по ходу сюжета.
Особое внимание автор уделяет описанию дружбы маленьких героев – Киры и Соля. История отношений мальчика-пришельца и «земной» девочки – это история настоящей дружбы. Они преодолевают сложности, учатся просить прощения и прощать, принимая другого без укоризн и обвинений. Большая удача, что автор не сводит все к обычной концовке таких сюжетов: «а когда выросли, они поженились и жили долго и счастливо».
И отдельное спасибо автору за маленькие, почти незаметные, но такие меткие лирические вставки в ткань рассказа. По своей поэтичности и глубине они явно тяготеют к «Маленькому принцу» Экзюпери. Приведу несколько примеров:
«Наше волшебство защищало их от непогоды, вкусно кормило, дарило им счастье и безопасность. К сожалению, человеку никогда не бывает достаточно счастья. Этим вы отличаетесь от нас, псов».
«-Ты живешь 925 лет? – удивленно протянул мальчик. – Но ведь это так много!
- Не так уж много для того, кто всю жизнь посвящает другим. И уж точно не так много для того, кто мог бы жить вечно».
«Таковы правила. Правда, я установил их сам... Но что поделаешь. Правила, которые устанавливаешь себе сам, нужно соблюдать особенно старательно».
«Хотите починить часы или приобрести новые? У меня есть на любой вкус. Если хотите взять часы для кухни, очень советую вон те, с длинными стрелками, - они идут чуть медленнее обычных. Увлекательному разговору ничего не помешает, поверьте мне на слово. Разве что рассвет».