Больше рецензий

Morra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 февраля 2013 г. 01:51

1K

4

Судьба Лени Рифеншталь - это в какой-то мере невеселая судьба самой Германии в ХХ веке и вместе с тем великолепный образец силы и стойкости характера, профессионализма (хотя здесь нужно какое-то другое слово придумывать), жажды не просто жизни, но жизни яркой, деятельной.

С успешной карьерой танцовщицы пришлось покончить после травмы.
Карьера актрисы, которая, по мнению критиков, могла затмить саму Дитрих, в силу обстоятельств превратилась в крест режиссёра документальных фильмов.
Кинематограф ушёл в небытие в результате послевоенной травли.
Фотография, путешествия по Африке, дайвинг неизменно встречали сотню препятствий. Но везде - везде! - она стремилась к совершенству и достигала его.
Просто удивительно, сколько в жизни этой женщины было созданных ею самой авантюр (списать 20 лет, чтобы записаться на курсы дайвинга) и подкинутых судьбой несчастий. Сколько раз на счету не было ни марки, таинственным образом исчезал багаж с драгоценными плёнками, предавали друзья, возникали неожиданные препятствия (оказаться в самом эпицентре урагана, ну надо же!), нападали болезни, ломались кости. Подробные описания различных обстоятельств, кстати, весьма усложняют чтение. Рифеншталь отнюдь не скупа на детали.

Причём, эта сила характера сочетается с некой мягкостью, лёгкостью, жизнерадостностью и доброжелательностью к людям. Подкупает то, что в мемуарах нет ни грамма скандальности, а ведь по их страницам гуляют верхи Третьего Рейха, известные политики и мировые знаменитости. Описывая особо мерзкие истории, Рифеншталь даже не упоминает имён, а упомянутых не костерит на все лады, а лишь удивляется чужой непорядочности.

Разумеется, большинство в этих мемуарах привлекут события 1920-1930х годов. Любопытно увидеть того же Гитлера не на страницах учебника, а в повседневной жизни. О Гитлере Рифеншталь пишет осторожно (в отличие, скажем, от Геббельса, к которому испытывает однозначную неприязнь); видно, что ей непросто далась переоценка его личности после войны. И хотя вопрос о степени искренности остаётся открытым, я всё же склонна верить тому, что она понятия не имела о концлагерях и прочих зверствах. Она вообще не интересовалась политикой. А степень влияния на фюрера была явно преувеличена - неужели же обладая хоть какой-то властью, она не попыталась бы спасти любимого брата, попавшего по наговору в штрафную роту? Ну и надо отметить, что все послевоенные суды не нашли за Рифеншталь никакой вины (что, впрочем, не мешало отдельным рьяным личностям смешивать её имя с грязью).

Комментарии


Мне безумно жаль, что послевоенная травля поставила крест на ее режиссерской карьере. Приемы, которые она впервые применила в своих документалках используют кинематографисты до сих пор. Ну как же жаль, что вышло все вот так...
Её ''Олимпия'' гениальнейшая вещь в плане режиссерских и операторских находках.
Гениальная женщина со сложной судьбой. Но в 90 лет нырять с аквалангом!!! :))))


Да, ее фильмы действительно гениальны. Причем, что меня особенно восхищает - она же ничему профессионально не училась, кроме танцев, а каков результат! Безумно обидно, что на нее наклеили ярлык и заставили отказаться от любимого дела. Специально нашла некоторые статьи, направленные против нее, - какой бред! Как же ей было больно и противно это читать.

Последняя фотография вот здесь - Лени в 100 лет. Какое все-таки потрясающее жизнелюбие при такой сложной судьбе. :)


Так что, вы оправдываете ее беспримерное злодейство тем, что исполнено оно гениально? Почему-то забыли упомянуть блестящий пример нацистской пропаганды- ее фильм "Триумф воли".


В чём вы видите злодейство? В пропаганде? Давайте тогда до кучи всех наших великих режиссёров и фотографов подвергнет обструкции, да вот начиная хотя от Эйзенштейна и Дзиги Вертова. Тоже ведь пропаганда неслабая. Тоже показывалась красивая картинка, а за всем этим стояли голод, расстрелы и лагеря.


И в пропаганде нацизма даже если и в интересах своей творческой карьеры. И в том, что она для своего фильма "Дорога" использовала цыган из близлежащего концлагеря. И т.д.


А, может, стоит опираться в обвинениях на конкретные факты, а не домыслы скандальных журналистов? По поводу якобы использования цыган Рифеншталь еще в начале 1950-х предоставляла свидетельства людей, работающих с ней, и была по этому поводу, как и по всем прочим оправдана. Вы что, серьезно думаете, что суды по денацификации могли бы просмотреть такое обвинение?


А может не стоит опираться на книгу мемуаров, в которой автор заведомо пристрастен?


Я ничего не оправдываю, потому что оправдывать там нечего. "Триумф воли", кстати, мне очень нравится - как великолепно исполненный документальный фильм, нет там никакой пропаганды. Рифеншталь не кричит о том, что нацисты - самые лучшие, она лишь показывает съезд партии. И делает это гениально.


Может быть, на ваш взгляд, и нечего. Если показать каннибалу полотно
"Каннибалы готовят свои жертвы" Франсиско Гойи, он тоже ничего такого там не найдет.


У меня возникает только один вопрос: а вы "Триумф воли" вообще смотрели?..


Тебя уже фашисткой назвали, вот это финиш))


Так не первый раз же. :)) Я как-то на главную попала с рецензией на биографию Рудольфа Гесса. Кажется, мне в тот раз сказали, что я идеализирую образ фашистов. Прекрасно, да. :)


И кое-кого на этом сайте такое оголтелое всепоглощающее желание записать всех вокруг в фашисты (прямо охота на ведьм), что невольно возникает мысль о латентном нацизме самого этого пользователя. =^^=

А рецензия, да, отличная.) Как всегда)))


Твои рецензии всегда так интересно читать - ты пишешь интересно об интересном :)


Спасибо, Инна. :)


До чего же красивая и талантливая женщина была... И да, конечно же, неоднозначная. Но, мне кажется, единственное, чему она была верна - это своей работе. по крайней мере, вся ее жизнь - доказательство этого.


Да, мне тоже так кажется. Таланта ей не занимать, а насчет неоднозначности... сложная эпоха диктует свои условия. Но Рифеншталь, как по мне, чересчур ответила за то, чего даже и не совершала.