Больше рецензий
8 декабря 2021 г. 18:12
734
3.5
РецензияРоман Олега Финько "Живой смерти не ищет" оставляет довольное странное впечатление. Как будто автор "склеил" его из двух каких-то своих более ранних повестей, на скорую руку объединив их сквозными героями, настолько разнородны первая и вторая половины книги.
Собственно выбрал я данное произведение для чтения под впечатлением от недавно прочитанной книги алтайского писателя Юрия Козлова "Кайнок" , уж больно много общего у обеих книг. Начиная со времени и места действия, а это Сибирь военных лет, и заканчивая сюжетообразующими бандитами из числа бывших белогвардейцев, пришедшими из-за кордона, чтобы в то тяжелое время под шумок обделать какие-то свои дела.
И хоть сходство на поверку оказалось весьма и весьма поверхностным, но в чем моя изначальная идея оказалась верной, так это в том, что если уж читать книгу Финько, то только в паре с повестью "Кайнок". Вместе они образуют эдакий довольно курьезный ансамбль, дополняя и противостоя друг другу, как инь и ян.
Предупреждаю сразу, сравнений этих книг между собой будет много. Итак, всё по порядку.
Действие романа "Живой смерти не ищет" начинается ранней весной 1943 года, то есть на год позже, чем у Козлова. Сталинградская битва уже в прошлом, но исход войны еще далеко не ясен. Из Китая границу СССР переходит группа бывших белоказаков, под началом есаула Дигаева. Их путь лежит через Забайкалье в Якутию, где во время Гражданской войны отступающие белогвардейцы закопали ящики от орудийных снарядов, заполненные ценностями. Этому квесту в поисках сокровищ и посвящена первая, и на мой взгляд гораздо более удачная, половина романа. Здесь заслуживает похвалы практически всё, от убедительности обрисовки взаимоотношений в небольшом замкнутом коллективе до описания сибирской природы. Отдельно следует сказать о типажах, которые хоть и малооригинальны, но весьма недурно и убедительно проработаны. Сам есаул Георгий Семенович Дигаев вправе претендовать на звание воплощения инфернального зла - первого встречного ему убить, что муху прихлопнуть, да и со своими станичниками он не особо церемонится. А вот перед нами ротмистр Сан Саныч Бреус, шведских кровей, из дворян - интеллигент, но ох как не прост. Третий офицер - прапорщик Магалиф, плотно сидящий на наркотиках, прихватил с собой свою сожительницу Анастасию, которая одновременно и артельная мамка - кашеварит, обстирывает да штопает амуницию. Именно Магалифу известно, где зарыты сокровища, так как он был непосредственным участником тогдашних событий. Среди простых казаков выделяется Ефим Брюхатов, которого с Дигаевым связывает какая-то давняя злодейская общность. В Китае он, женившись на местной, держал трактир и бордель, да и возможностью душегубства, которую те перед ним открывали, как говорят, не брезговал. Двое оставшихся - сотник Земсков и Савелий Чух - простые трудяги, которых судьба сначала закинула в ряды белых, а потом и на чужбину. Там пытались начать все сначала, вкалывали не покладая рук, даже добились чего-то, но потом все в одночасье у них рухнуло. Так и оказались они в этом отряде авантюристов.
Понятно, что в столь разнородной группе не может не быть внутренних противоречий, усугубленных ее замкнутостью. Отсюда вспыхивающие иногда конфликты, да и просто сцены недовольства, выказывания сомнений, а также раздумья, как бы потом себе урвать куш побольше. Наиболее мерзкая сцена происходит в избушке, где отряд оказывается заперт на многие дни снегопадом: прапорщик Магалиф проигрывает Настю в карты Дигаеву, который ко всему еще и карточный шулер. С этого момента начинается серьезный внутренний разлад в группе, а кое-кто начинает даже подумывать о сдаче НКВДешникам.
Это то, что касается завязки условной первой части. Условной, потому что она никак не выделена - нумерация глав сквозная с первой страницы до последней. То есть в отличие от книги Козлова, где читатель становится свидетелем расследования преступной деятельности представителями власти, здесь мы оказываемся по другою сторону закона и наблюдаем преступный процесс как бы изнутри. И автор здесь вполне на высоте. Не случайно я выше говорил о "дополнении".
Зато вторая часть, которой первая по большому счету и не нужна, ведь та обретает к этому моменту логический конец, посвящена охоте представителей власти за бандой Дигаева. И тут Финько, меняя диспозицию, проигрывает Козлову по всем статьям. Прежде всего я, как читатель, отказываюсь признавать в персонажах с теми именами, что и в первой половине, тех же самых людей, настолько блеклыми и невзрачными стали их характеры по сравнению с первой частью. Кстати, сей факт только усугубляет мои подозрения о том, что роман склеен из двух более ранних повестей.
Характеры представителей власти, которые выходят на сцену в этом акте, тоже оставляют желать лучшего. Книга Козлова имеет какой-то необыкновенный шарм из-за присутствия в ней девушек-милиционерш с хорошо проработанными характерами. Они - пусть набирающиеся опыта, но зато за редким исключением исполнительные и старательные. У Финько, несмотря на героизм отдельных участников, мы наблюдаем какую-то вакханалию вопиющего непрофессионализма. После каждого очередного провала следует непременная депеша сверху с требованием разобраться с ответственными. Тут проблема не в том, что такого не может быть, а в том, что подано это малоинтересно. С какого-то момента действие вообще начинает ходить по кругу, то есть завалив один вариант, его тут же пытаются провернуть по второму разу, что становится уже похожим на оперетту.
Тем не менее даже эта часть книги отнюдь не безнадежна. Спасают ее прежде всего описания якутской природы и самого города Якутска. Читать о них необычайно интересно, особенно тем, кто вроде меня, никогда там не был. Здесь проработанный автором антураж, если и уступает Алтаю Козлова, то совсем немного. Кроме того вся книга вправе называться чем-то вроде энциклопедии северной деревенской жизни: Финько довольно органично вплетает в канву повествования подробнейшие описания таких процессов, как уход за лошадьми, валяние валенков, кладка и ремонт печей. Скажу честно, мне было гораздо интереснее читать про замену прогоревших кирпичей (заодно узнал о превосходном качестве этих изделий, произведенных еще до революции на заводе К.Атласова) в печи, чем о бестолковых блуканиях по тайге тупоголовых пинкертонов в поисках бандитов. К счастью последнего в романе немного.
Из недостатков книги можно еще указать на то, что изрядное количество развешанных на стенах ружей, так никогда и не выстрелили, что, с моей точки зрения, является наиболее существенным упущением для жанра. Да и скомканная концовка тоже вызывает вопросы.
Тем не менее книгу читать интересно, а местами она даже весьма познавательна, но многого от нее, в первую очередь в детективном плане, ждать не следует.