Больше рецензий
17 марта 2013 г. 21:28
790
5
РецензияУдивительно насколько шатким и непрочным, а порой ложным и иллюзорным, оказывается наше мировосприятие, что может в миг разрушиться под влиянием мощного и сокрушительного стимула извне. Зачастую в роли этой движущей силы, так кардинально меняющей наши взгляды, выступает обыкновенная, неброская на первый взгляд, с витиеватым и странным названием книга. Мы берем ее в руки, желая прежде всего расслабиться и отвлечься и даже не подозреваем, что результатом ее прочтения будет мощный взрыв, произошедший в наших головах. Подобным взрывом для меня заканчивается каждый новый прочитанный мной роман Тома Роббинса. Его произведения для меня больше, чем книги. Его романы - это проповедь, сеансы психотерапии, лекции по психологии, новый пережитый опыт. Всякий раз, перевернув последнюю страницу, я пребываю в состоянии транса, будто испытал на себе магию и энергетику, заложенную в длинный монолог просветленного мудреца, гуру или шамана. Сейчас я нахожусь именно в таком состоянии, в связи с чем мне очень сложно сказать что-то внятное об этой книге, но я все же попытаюсь поделиться своими впечатлениями прежде всего для того, чтобы самому разобраться в прочитанном. Тогда может быть и у вас появиться к ней интерес, потому что она безусловно заслуживает того, чтобы ее прочитали.
Итак, книга "Тощие ножки и не только", несмотря на присущую ей некоторую мальчишескую легкомысленность, задор и беспечность (впрочем эта черта характерна практически для всех романов Роббинса), оказалась очень глубоким и многослойным произведением. В нем Роббинс раздевает саму Саломею, точнее делает так, чтобы она сама сбрасывала с себя одежду. Но делает он это не для того, чтобы с ней переспать и даже не для того, чтобы показать нам красоту ее обнаженного тела. Нет. Как опытный искуситель, писатель добивается того, чтобы Саломея станцевала для нас Танец Семи Покрывал. Разумеется, это всего лишь метафора и сюжет на раздевании Саломеи не строится, хотя в романе несколько страниц девушке с таким же именем и ее головокружительному танцу все же посвящено, однако Саломея эта никакого отношения к тому библейскому персонажу, который потребовал за свой танец голову Иоанна Крестителя, не имеет, разве что только позаимствованным у нее танцем. Эта девушка - представитель нашего времени, зарабатывающий себе на жизнь танцами перед публикой в арабско-еврейском ресторанчике Нью-Йорка. Но речь в романе идет не о ней. Сюжет вращается вокруг несостоявшейся художницы, а также вокруг уже упомянотого мной арабско-еврейского ресторана, расположенного напротив штаб-квартиры ООН. Сам роман поднимает множество социальных и политических проблем, центральной из которых является проблема Ближнего Востока, а именно старый, как мир, конфликт между арабами и евреями, и построен таким образом, что каждая новая глава в нем призвана, подобно покрывалам Саломеи (библейской), обнажить главные человеческие предрассудки и каждая новая глава озаглавлена как "первое покрывало", "второе покрывало" и т.д. Если кто не знает, то библейская Саломея исполняла Танец Семи Покрывал на пиру в честь дня рождения своего отчима, царя Ирода. Во время исполнения этого танца она сбрасывала с себя один за другим семь покрывал, которые по легенде символизируют наши заблуждения. По мере того, как с танцовщицы падает очередное покрывало, рушится очередная наша иллюзия - и так до тех пор, пока она не останется в одном лишь костюме праматери Евы, а нашему взору не откроется главная загадка жизни.
Итак, Саломея танцует, Роббинс пишет, а мы в процессе чтения романа освобождаемся от семи главных заблуждений в нашей жизни. Первое заблуждение касается сексуального лика планеты, второе нашего взаимоотношения с природой и неодушевленными предметами, третье политики и политических решений. Четвертое заблуждение связано с неправильным восприятием Божественного начала, пятое с нашей зависимостью от денег, шестое с восприятием времени. И наконец седьмое заблуждение касается нашей миссии на Земле. "Мы творцы" - говорит Роббинс. "Мы все творим сами" - вторит ему Саломея. "Я творю, ты творишь, мы творим" - удивленно и испуганно повторяем за ними мы. Все очень просто. Человечество год за годом, век за веком продолжает вариться в своих иллюзиях. Кому-то это выгодно. Кто-то извлекает из этого пользу. Кто-то страдает и ищет выход, натыкаясь на стены собственных рамок. А кто-то уже закончил писать эту рецензию и тянется за очередным романом Тома Роббинса.