Больше рецензий
23 декабря 2021 г. 15:22
142
4 Полезно
РецензияУспех приложений и программ во многом зависит от того, насколько легко ими пользоваться. Пример: мне нужно приложение для прослушивания аудиокниг. Я захожу в Play Market, по рейтингу выбираю два-три приложения и скачиваю. Открываю, изучаю и оставляю то, которым пользоваться легче всего. Это значит, что интуитивно понятно, куда нажимать, как загружать файлы, как менять скорость и прочее. Мне не нужно делать лишние движения и долго соображать, где что нажимать. Это называется пользовательский опыт, он же user experience или UX.
Не последнюю роль в проектировании приложений и программ играет… UX-писатель или UX-редактор. Если сильно упростить, это человек, который подписывает кнопки и поля. Но за придумыванием коротких подписей и уведомлений скрывается огромный пласт работы: задать десятки уточняющих вопросов, узнать сценарий использования кнопки, понять кучу нюансов, придумать подходящий текст и еще договориться с дизайнерами увеличить или уменьшить кнопку или место для уведомления.
«UX-писатель выстраивает взаимодействие пользователя с продуктом в виде логично связанного диалога. Он постоянно улучшает качество этого диалога, сглаживает шероховатости и помогает людям проходить полезные сценарии — вот основные задачи такого специалиста.»
Книга Кирилла Егерева рассказывает как раз о том, кто такой UX-писатель, почему важно, чтобы он был в команде и как ему помочь в работе.
Книга небольшая, ее можно прочитать за два вечера. При желании даже за один. В ней три части. В первой автор рассказывает об общих принципах работы в команде. Разумеется, уточняет специфику работы UX-писателя. Мне показалось, что его особенно волнует, что UX-писателей видят как людей, которые как будто тратят много времени всего на пару строк текста. Видимо, это специфичная проблема в мире UX-писательства.
«Не нужно пытаться понять, сколько он тратит времени на каждое слово, — это уж точно последнее дело. Приставка UX подразумевает, что писатель должен очень много думать о пользовательском опыте и заботиться о его улучшении. А это гора невидимой работы, которая всегда предваряет появление видимого текста.»
Во второй части Кирилл делится своими принципами работы. Они, кстати, вполне релевантны для любого редактора, автора и копирайтера:
- писать без чепухи и для людей,
- писать честно,
- учитывать контекст, соблюдать однородность,
- писать понятно, полезно, компактно и грамотно.
Третья часть — примеры из практики. Пожалуй, для меня это была самая интересная часть. Здесь Кирилл наглядно, на примерах показывает логику, которой руководствуется, когда разрабатывает тексты для интерфейсов. Сначала он задает ситуацию, после чего предлагает читателю самому подумать над решением задачи. После этого показывает, как бы он сам ее решал.
В конце есть занимательный бонус: глава с большим практическим заданием, которое можно выполнить самостоятельно и отправить Кириллу, чтобы получить его комментарии. Это любопытно, такого я не встречала в книгах, только в платных рассылках. Задание я пока не делала, но хочу попробовать — любопытно проверить, как я усвоила материал книги и до чего смогу додуматься.
Я взяла читать «Этой кнопке нужен текст» из профессионального любопытства. Во-первых, думаю, что хоть немного разбираться в UX-писательстве полезно мне как редактору.
Во-вторых, я работала тестовым аналитиком — ломала программы и за это мне платили деньги. :D И в этом контексте почитать о том, как работает UX-писательство, тоже было интересно. У нас не было отдельного человека, который бы отвечал за тексты в интерфейсах, этим занимались разработчики. Если вернусь к тестированию, мне будет проще понять их и объяснить им необходимость что-то менять с точки зрения пользователя.
В-третьих, это просто интересно. Вот вы когда-нибудь задумывались, каким образом интерфейсы строят с вами диалог? Почему одними приложениями пользоваться легко и удобно, а другие только раздражают? По моему опыту, раздражают обычно приложения, связанные с государственными услугами — приложение налоговой, электронная подпись, полицейское приложение. И мне понятно, почему так: у госструктур пока еще не очень распространена забота о пользователе.
По мере чтения осознавала, что многие вещи мне и так были известны, просто я их в голове никак не формулировала. Например, Кирилл показывает список, в котором половина пунктов описаны существительными, а другая — глаголами:
- перетаскивание писем и папок
- показывать первую строку письма
- имена
- горячие клавиши
- показывать контекстное меню по правому клику
В данном случае Кирилл предлагает все пункты писать однородно, например, через глаголы: перетаскивать, показывать, включить и т.д. И вот это один из тех примеров, когда я думаю: «Ну да, логично, так и надо, все правильно.» Если есть такое понятие, как чутье, то у меня оно, видимо, неплохо развито. Есть много моментов, когда я что-то делаю, но не заостряю внимание на том, почему я делаю именно так. Это чутье мне помогает в работе.
Прочитав «Этой кнопке нужен текст», читатель не станет UX-писателем. Тут, как и везде, нужно много практики. Но книга дает хорошее представление о том, кто вообще такой UX-писатель, что такое тексты для интерфейсов и почему они так важны. Это неплохая основа, от которой можно отталкиваться, если вы только начинаете в этой сфере.
Из минусов: книга написана в разговорном стиле, вот как будто Кирилл сидит рядом и рассказывает о UX-писательстве. У Кирилла есть определенные больные темы, о которых он рассказывает особенно эмоционально, и в эти моменты он как будто немного наезжает на читателя:
«Странно было с самого начала рисовать ради рисования, а не проектировать хороший и качественный продукт, в котором каждый элемент будет иметь свое предназначение. Такой, знаете, в котором хотя бы в самом начале не будет никаких украшательств ради украшения.»
Или:
«Если вы — тот менеджер, которому все не нравится и который уже почти готов кинуть клич в общем чатике, выясните сначала причину своего недовольства текстами, а затем постарайтесь сформулировать ее понятно.»
Понятно, что хочет сказать автор, но когда я читала эти фрагменты, было как-то не по себе. Я вроде и не менеджер, а почувствовала себя виноватой. Но, возможно, это просто я излишне чувствительна к таким вещам, а остальным будет нормально.
Короче, в целом хорошая и полезная книжка. Отдельное ее преимущество в том, что полученные знания можно сразу применять на практике. Даже тот минимум, который можно почерпнуть из книги Кирилла Егерева, уже в разы улучшит работу тех, кто только начал работать в качестве UX-писателя или кому приходится поработать им от случая к случаю.
Рекомендую книгу тем, кто пишет для бизнеса, а также тем, кто проектирует интерфейсы, разработчикам и менеджерам. Она поможет понять специфику работы UX-писателя и наладить с ним контакт, если такой писатель есть в команде.