Больше рецензий
2 февраля 2022 г. 22:33
416
5 Потому что вдохновение не призывают для того, чтобы лгать и пресмыкаться.
РецензияПервое знакомство с филиппинской литературой - и какое неожиданно приятное открытие! Большое упущение, что Хосе Рисаль практически неизвестен за пределами своей родины. Потому как пишет он потрясающе - ироничный юмор чередуется с острой критикой колониализма на Филиппинах, увлекательный сюжет то вдохновляет, то выворачивает душу наизнанку. Проникнутая духом романтизма, эта книга во многом автобиографична, а в некоторых моментах оказалась даже пророческой для самого автора.
Это история о молодом доне Ибарра, который после продолжительной учёбы в Европе возвращается на родные острова и расследует обстоятельства смерти своего отца. Вскрывшаяся нелицеприятная правда заставляет героя переосмыслить все свои знакомства и, в целом, положение филиппинского общества под испанским владычеством. Особой вседозволенностью пользуются на Филиппинах даже не столько представители административной власти, сколько священнослужители (монахи-францисканцы, доминиканцы и др.). Будучи переселившимися испанцами, они творят такие бесчинства по отношению к местным "индейцам", которые идут в полный разрез с общепринятыми представлениями об их набожности и аскетизме - взимание непосильных податей и налогов, воровство, рукоприкладство, травля, убийства... История маленького Криспина и его несчастной матери просто разбила мне сердце - книга держала меня в напряжении до самых последних страниц во многом именно из-за них.
В этом мощном, многогранном романе сплелись воедино целое множество различных сюжетных линий - автор безжалостно вскрывает все "язвы" современного ему филиппинского общества. Чего стоят одни пассажи о взаимной вражде падре и начальника жандармерии или про набожных старух, ведущих поистине бухгалтерский учёт намоленных индульгенций! Помимо творящих беспредел испанских наместников и священнослужителей, Х. Рисаль затрагивает темы людского невежества и лицемерия, бедности и расовой дискриминации, чистой номинальности образования в колониальных школах и вреда телесных наказаний учеников. Но также он пишет о любви и ревности, о мечтах и надеждах, о мягких реформах и идейных революциях, о быте и культуре жителей Филиппин.
Помимо главного героя мне особенно полюбился мудрый чудак-философ Тасио: каждые его наставления дону Филипо, все эти шифровки дневников египетскими иероглифами и привязанные ласточкам записки – за всеми этими внешними чудачествами скрывается человек исключительного ума и проницательности, который на своём печальном опыте осознал, что самый надёжный способ обезопасить себя в том обезумевшем мире - это самому сойти за безумца, тем лишний раз подтвердив непреложную истину Л. Кэролла:
Открою тебе секрет: безумцы всех умней
Отдельно стоит сказать и о том, как мастерски Х. Рисаль удерживает интерес на протяжении всего романа, - редкий персонаж представляется читателю при первом же своём появлении. Скорее автор заинтригует вас какой-нибудь причудливой историей или деталью, и лишь через пару глав вернётся к нему, чтобы рассказать, кто это был. Почему он сказал «со странной улыбкой»? Почему тот в ответ «покачал головой»? Зачем незнакомец поджидал Ибарру в сумерках? И кто же этот таинственный Рулевой? Я, как человек по жизни сгорающий от любопытства и нетерпения, вечно попадаюсь на эти удочки - так что на мне этот приём сработал безотказно))
Этот вдохновенный роман-эпопея, такой эмоциональный и откровенный, который в итоге стоил его автору жизни, – не просто удивил, но абсолютно покорил меня своей трагической красотой, и я с готовностью прощаю ему мелкие огрехи. Я лишь в очередной раз признательна этому сайту за столь изумительное и невероятное расширение моих литературных границ! От всей души рекомендую к прочтению, а я пошла читать продолжение Хосе Рисаль - Флибустьеры
Читаем классику вместе - Литературный турнир. Тур 4