Больше рецензий
13 февраля 2022 г. 10:39
347
5 Роман, опережающий время.
РецензияСюжет романа несложен; важны размышления и ощущения героя, это больше всего интересует автора- внутренняя жизнь персонажа, а не то, что видят люди.
В своей "первой" жизни герой тоскует - жена его не любит, друзей почти нет, работа скучная- охранять заплесневелые никчёмные старые книги вместе с крысами... Его мучает одиночество, ему кажется, что он живет не своей, навязанной обстоятельствами жизнью- в этой жизни он играет отведенную роль, не имея свободы выбора. Он отчужден от социума, от окружающих. Он не знает, а каково его истинное "я"? Кто он? Верно только то, что его зовут Маттиа Паскаль.
С чего начинает свой рассказ автор?
Я знал очень мало, а достоверно мне было известно, пожалуй, только одно: меня зовут Маттиа Паскаль. И я этим пользовался. Если кто-нибудь из друзей или знакомых до такой степени терял рассудок, что приходил просить у меня совета или указания, я пожимал плечами, прищуривался и отвечал:
– Меня зовут Маттиа Паскаль.
– Спасибо, дорогой. Я это знаю.
– И тебе этого мало?
По правде сказать, этого было мало даже мне самому. Но тогда я еще не понимал, каково человеку, который не знает даже этой малости и лишен возможности ответить при случае:
– Меня зовут Маттиа Паскаль.
Просто театр абсурда!
Вдруг - неожиданные перемены: в местной запруде находят труп, родственники опознают его, как Паскаля, а герой выигрывает кучу денег в казино! Невероятное стечение обстоятельств, но это нужно автору, чтобы изменить жизнь героя.
Итак, свобода, счастье! Герой чудом избавлен от навязанной ему обстоятельствами роли; он меняет имя и начинает новую жизнь в Риме.
Однако ему опять приходиться играть навязанную роль, еще больше притворяясь кем-то другим, а себя он так и не нашел, ему по-прежнему одиноко и тоскливо... Наконец, он настолько устал изображать кого-то, не расслабляясь ни на минуту, что возвращается в родной городок, собираясь "воскреснуть". Но его "роли" в обществе заняты другими- и в семье, и на работе...Его все забыли и даже не узнает никто. Он как будто погружен в пустоту, его не существует- одинок как прежде, но теперь и единственное, что принадлежало только ему, отличая от остальных- имя и принадлежность к какому- то роду- исчезло.
Задолго до Камю и остальных, Пиранделло написал настоящий экзистенциальный роман! Отчужденность героя от его жизни, от обстоятельств, постоянное одиночество и тоска, невозможность найти собственное "я"- это типично экзистенциальные переживания. Внешние события порой странные и неправдоподобные, зачастую абсурдные, но ощущения героя описаны предельно четко.
Интересный момент: размышления о смерти присутствуют почти во всех новеллах автора, есть они и в романе- мысли о самоубийстве, кресты, кладбища, смерть героев. Человек единственный, кто знает, что он смертен, и никогда не забывает об этом- и это его тяжкое бремя. И это тоже один из постулатов экзистенциализма.
Очень нравится такая обложка книги:
От А до Я ,2022 г.
Комментарии
Спасибо за рецензию Екатерина! Я с творчеством Пиранделло познакомился именно по этому роману и остался очень впечатлен - отличное произведение!
Вам спасибо! Почитала еще новеллы. Но любимым писателем он у меня все же не стал.