Больше рецензий
16 марта 2022 г. 13:36
331
5 Спойлер О жизни в исторических событиях
РецензияСейчас,какую книгу современного китайского писателя ни возьми, с вероятностью 90% будешь читать либо о культурной революции, либо о ее последствиях. И с одной стороны, интересно, с другой предмет-то для описания непростой. Так и тянет либо чернушничать, либо воспевать. А Чэн нашел идеальный баланс, он показывает разные стороны трудного времени так, что мы понимаем, что это жизнь со всеми ее изгибами. Было разное, но вспоминания об этом теплые, потому что была юность, были вокруг люди, товарищи, было чувство предвкушения будущего.
В сборнике представлены три повести, и каждая на экран просится. Как талантливо пишет А Чэн (и переводит Мария Семенюк). Очень ёмко, точно, просто, но в голове красочные картины жизни возникают одна за одной! Герои все прописаны так, что родными становятся, и это не в романе на 700 страниц, а в маленькой повестушке.
Две из трёх повестей и правда экранизировали, их можно посмотреть на ютубе, а вот третью по очевидным причинам оставили за кадром. Расскажу коротенько о каждой.
Царь шахмат показывает нам как городской ребенок из семьи интеллигентов отправляется на трудовое перевоспитание в горы и там неожиданно находит радость в простой жизни, деревенском труде, общей цели. Мы видим как новое с одной стороны оставляет старое позади, с другой, проявляет к нему нежность и почтение. Прошлое тут эдакий старичок, взгляды и опыт которого уже устарели, но из уважения к былым заслугам, с ним обращаются бережно и уважительно. Перевоспитание интеллигенции, на мой взгляд, было очень здравой идеей, и жаль, что у нас упразднили практику в глуши, это со всех сторон полезно: и интеллигенция не замыкается внутри КАДа, видит проблемы простых людей, да и молодые специалисты ещё не загрубели, не перегорели, к своему делу неравнодушны, а это особенно важно в глуши, где возможностей меньше, и внимательное отношение врача или учителяспособно открыть человеку дорогу вжизнь как в прямом так и в переносном смысле.
Тут как раз хочется рассказать о повести Царь детей, повести, которая меня зацепила больше других в силу актуальности проблем героя именно для меня. Если в двух словах, сюжет о том, как молодой учитель пытается дать своим ребятам то, что реально пригодится им в жизни, в которой не предвидится ни университетов ни переезда в город. В стране идёт выработка единого стандарта обучения в школах, но в деревне дети не успевают выучить материал и просто зубрят политические лозунги, не понимая, о чем речь. Поэтому учитель решает отложить учебник и просто научить их писать от себя, выражать свои мысли, свои нужды, чтобы потом они могли хотя бы отправить посылку или письмо. Но наверху такой подход не оценили, тем не менее, учитель, увидел плоды своих трудов и остался доволен принятым решением. Ведь человеческое отношение, внимание к потребностям ученика может определить его будущую судьбу.
В этих повестях А Чэн пишет о том, чтострана нуждалась в этих самых перегибах, но и предел им должен быть, нельзя подходить ко всему радикально. С другой стороны, именно такие перегибы и высвечивают старое мировоззрение, которое мешало увидеть новый порядок, новое отношение человекак себе и своему труду.
А вот третью повесть, Царь-дерево, не экранизировали, уж слишком сильным вышел образ Сяо Гэда, человека, который не может отпустить старое мировоззрение, не готов перерезать пуповину. Слишком сильное сочувствие он вызывает, как и само дерево. Прогрессивный Лили рядом с ним кажется мальчишкой с комплексом отличника, у которого свербит. И ведь то, что говорит Лили, его цели и позиция верны - в народе необходимо искоренить суеверия, необходимо воспитать веру человека в себя, как строителя нового мира. Но его нежелание прислушаться к чувствам окружающих и к природе компрометирует его речи. Что случилосьс Гэда? Почему он так привязан к дереву? Образ дерева, с одной стороны, символизирует старый мир, где один довлеет надо всеми, с другой, природу глухого угла, где людижили своей тихой гармоничной жизнью, пока не пришла новая власть, желающая не сосуществовать с природой, но повелевать ей. Да, невозможно построить качественно новое, не вырубив под корень старое, и процесс этот будет болезненными приведет к утратам не только плохого, но и хорошего. Царь-дерево это и символ старого сознания, где божественная сила является творцом, а человек лишь получает дары, и символ гармонии природы, которую нельзя человеку презреть, ведь жизнь наша связана с ней неразрывно. Эпизод сжигания горы и образ маленькой кабарги уж очень напоминют жертвы в огне революций. Бедный Гэда не смог отпустить старый мир и не смог равнодушно смотреть на утрату гармонии с природой. Потому и не сняли фильм, слишком сильно было бы противодействие прогрессу, который был стране необходим, ведь как иначе построить сильное государство? Вот ислучались такие перегибы. Циолковский и Ефремов тоже грешили радикальным подходом к переустройству природы на благо человека, но, видимо, надо было пройти этот этап, чтобы научиться беречь наш мир, осознать, как он прекрасен, хотя и нам ещё далеко до этого.
Глупо отрицать радикальность политики перемен, но разве она не была обоснована? Например, единый образовательный стандарт необходим такой большой стране. Да, на местах ещё нет возможности воплотить его, однако и без дисциплины новый мир не построишь.. А когда он будет построен, дети тех же крестьян смогут поступить в университет и освоить ту профессию, которая им интересна, которая соответствует их интеллекту.
Мне понравилось эта разносторонность описания, читаешь и веришь, так и было, с неудачами и трагедиями, с горечью и тоской, но и с чувством единства, ощущением цели, вкусом жизни, удовольствием от созерцания плодов своего труда. А ведь это именно то, чего нам в данный момент категорически не хватает.
Комментарии
Не могу согласиться со стандартами. Люди разные, и школы для них должны быть разные. Люди со стандартными мозгами полезны разве что для конвейера Форда.
И воспитывать людей должно не государство, а родители. А перевоспитывать, может быть, нужно осуждённых преступников, да и то сомневаюсь, что выйдет из этого много толку.
Единый образовательный стандарт нужен, чтобы дети из разных областей могли поступить в любой университет, система образования должна иметь единые требования, иначе будет невозможна справедливая конкуренция между учащимися. То есть, я считаю, что требования к материалу должны быть едины, а к методы преподавания могут варьироваться, хотя тоже должны основываться на определенных методических разработках, которые будут постоянно совершенствоваться. В идеале)