Больше рецензий

15 мая 2022 г. 00:36

103

4 Замечательный путеводитель по картинам Ивана Пуни

В первую очередь эта книга интересна тем, что это первая монография об Иване Пуни на русском языке. Но не в этом ее главное достоинство. Данную работу можно назвать очень скрупулёзным путеводителем по произведениям этого замечательного русского художника. Для многих картин дается детальное описание изображенного и авторская интерпретация образов находящихся в пространстве работы художника.

Отдельное спасибо надо сказать автору книги за открытие работ Ивана Пуни созданных после 30-х годов. В этот период художник полностью отказывается от беспредметности. И эти работы абсолютно не похожи на хорошо знакомые нам картины художника периода его работы в России и Германии.

Но есть одно, но… В книге есть картины Ивана Пуни, но абсолютно нет самого художника. Вероятно, автор книги не ставил перед собой такой задачи. Я считаю, что очень важно понимать, что написал художник, но так же важно понимать, почему он так творил. Что происходило в жизни художника, о чем он думал, с кем встречался, дружил и пр. Всего этого в книге нет.

Например, очень трудно понять, почему художник полностью отказался от беспредметности в своих работах на рубеже 30-х годов, и сделал это практически внезапно. Почему стиль художника так кардинально изменился в период его переезда из Берлина в Париж? Если присмотреться к работам художника до и после того, как он покинул Берлин, то мы увидим двух разных мастеров. При этом если Вы не знаток его творчества, то Вы никогда не скажете, что парижские работы принадлежат кисти Ивана Пуни. Загадка …? Ответов на нее в книге нет. Только фиксируются различия.
Автор книги представил огромное количество работ художника в своей работе. Многие из них находятся в частных собраниях. Книга дает уникальную возможность познакомиться с работами художника, созданными им на протяжении всей его жизни.

Старое искусство фиксирует внимание и автора, и зрителя на моменте, изображения относясь к живописи как к средству достичь иллюзии (более или менее заостренной) реальности изображаемого. Новое искусство фиксирует внимание и “умышленность” – на моменте самой живописи, поэтому для него цвет существует как самоцельная ценность. Иначе говоря – в первом случае: реальность изображаемого и во втором: реальность художественного произведения”.
Иван Пуни “Современная живопись”

P.S. Хочу обратить внимание на ошибку в аннотации книги. В этом издании нет публикации книги Ивана Пуни "Современная живопись", опубликованной в Берлине в 1923 году. Остается только выразить сожаления по этому поводу. Эта книга большая редкость. В сети ее найти мне не удалось.