Больше рецензий

MagicTouch

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 мая 2022 г. 10:05

984

5 Противостояние

Иван Михайлович Шевцов (1920 – 2013) – известный советский писатель, а его роман-памфлет «Тля» стал наиболее известным его произведением.
Книга впервые увидела свет в 1964 году, когда её автору не было ещё 44-х лет. Роман вызвал большой общественный резонанс. А в наши дни поднятые в книге темы вновь стали актуальны - не переиздававшийся с 1964 года роман вновь был взят на вооружение патриотами России и переиздан в 2000-м и 2014-м годах.
Автор не зря уточнил, что его роман является памфлетом. Действительно, произведению этому свойственна резкость тона, недвусмысленно выраженная политическая и эстетическая позиция, отсутствие любого компромисса, громко и ясно заявленное автором мнение, которое он считает единственно правильным.
Книга рассказывает о принципах творчества и мировоззренческой борьбе советских художников и искусствоведов после смерти Сталина и после осуждения «культа личности» вождя на ХХ съезде партии в 1956 году. Шевцов разворачивает перед нами картину жизни и борьбы художников-реалистов (так называемых «сталинистов») и художников-модернистов (так называемых «новаторов»), которых автор изображает в виде двух непримиримых групп, имеющих противоположные эстетические и политические взгляды. Борьба идёт жестокая, а со стороны модернистов ещё и подлая. События романа разворачиваются на протяжении нескольких лет.
Реалисты считают, что «переносить на холст» следует, во-первых, то, что действительно существует, что можно увидеть, потрогать, а, во-вторых, то, что будет говорить зрителю пусть о трудной, иногда жестокой, но всё же великой, честной и прекрасной жизни. Нет, художники-реалисты не являются «лакировщиками» действительности, - они честно изображают и гибель Зои Космодемьянской и парализованного Николая Островского. Но гибнущая Зоя всё же не побеждена, - наоборот, она торжествует над своими врагами, а изувеченный Островский совсем не подавлен, - одолевая свою немощь, он становится образцом воли и мужества для нескольких поколений коммунистов в разных странах мира. Словом, позиция реалистов – это позиция людей, которые собираются жить честно и счастливо, жить трудом и борьбой, не давая спуску ни собственной слабости, ни агрессии врага. Своими учителями в искусстве живописи эти люди считают Репина, Шишкина, Ярошенко, Айвазовского, Левитана, Перова, Куинджи, Тропинина, Венецианова и Крамского. (Понять роман можно будет гораздо лучше, если по ходу чтения знакомиться с творчеством тех художников, об искусстве которых идёт речь в книге).
Модернисты же считают себя в первую очередь гражданами мира. Искусство представляется им чем-то вненациональным, общим, космополитическим. Реализм они не очень-то ценят. Шишкина считают не художником, а рисовальщиком, о Репине пишут, что ему не хватает воображения, а передвижников в целом считают «каменным веком». Их идеалами являются Малевич и Кандинский, Фальк и Штернберг (конечно, не тот, что творил в первой половине XIX века), Марк Шагал и Сезанн, а место передвижников у них занимают импрессионисты. Разумеется, модернисты против «культа личности» и за «свободу». Разумеется, они стоят за элитарное и непонятное «простому» зрителю искусство. Разумеется, они ориентируются на «прогрессивный» запад, а не на русское национальное искусство.
Мы имеем, таким образом, во-первых, противопоставление большевиков-сталинцев буржуазным космополитам. Во-вторых, мы видим противостояние искусства национального и интернационального искусству вненациональному, космополитическому. В-третьих, мы видим противостояние России (пусть и советской) Западу (который и в наши дни остался тем же). В-четвёртых, мы видим борьбу реализма вообще и социалистического реализма в частности со всеми видами модернизма и декадентства.
Слабым местом авторской позиции, на мой взгляд, является то, что всех модернистов Шевцов рисует чёрными красками, а всех реалистов белыми. Разумеется, это соответствует жанру памфлета, в котором автор пишет. Но, увы, это не соответствует правде жизни. Даже если в целом реализм правдивее и нужнее народу, чем модернизм (с этим вряд ли можно спорить), то всё же не все модернисты являются отпетыми негодяями и не все реалисты талантливы и честны.
Книга задиристая и полемическая, поэтому, на мой взгляд, прочесть её стоит. Я перечёл её снова и не жалею.

Комментарии


А либерал, к примеру какая нибудь зулейха или дмитрий-быков, найдут светлые краски для порядочных людей, сталинистов? Вряд ли. Так что думаю всё по делу, ковыряться в говне в поисках зерна порядочности, затея совершенно безсмысленная. Тля она и есть тля.


Ну, Зулейха и Дмитрий Быков - это ведь не литература вообще:) Эти люди объективно работают на врагов России. Это, скажем так, вражеские шпионы при русской литературе. Что о них говорить? Их надо обезвредить. И сделать это должно ФСБ или кто-то в этом роде.
Я имел в виду настоящих творцов, художников, а не политиков. Есть (были) талантливые художники (и поэты, и писатели), которые не были реалистами, но не были при том и злодеями, не были врагами России. А были и реалисты конъюнктурщики (автор об этом, кстати, упоминает).
Когда же с одной стороны баррикад все идеальные, а с другой наоборот, то выглядит это неестественно.