Больше рецензий

nekomplekt

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 мая 2022 г. 20:57

273

4

Давным-давно... Ох боже мой, как давно! Где-то в середине 90-х я познакомился со своими первыми компьютерными играми — «Легендой о Кирандии» и «Цивилизацией». (Да, они уже оказались переведены умельцами на русский язык.) Сказать, что я был впечатлён, — мало. Именно вторая игра меня покорила полностью и безвозвратно, и я стремился выпросить часик у папы на работе, чтобы освоить премудрости исторического развития и мирового господства. Однажды мне удалось самостоятельно развить очень простую, но эффективную тактику, и смог победить не выходя в нашу эру! (И, кстати сказать, с отвисшей челюстью потом наблюдал в конце, что карта мира очень сильно походила на реальную. Больше таких крутых партий мне не выпадало).

После появления долгожданного компьютера дома на нём появилась и самая любимая игра, которая чуть позже дополнилась второй частью, что постепенно вытеснила первую, ведь, как и сейчас помню, после знакомства с ней непроизвольно подумалось: «Именно о такой „Цивилизации“ я мечтал!». Скажу больше: это была первая игра, для которой я решил добыть руководство пользователя, чтобы разобраться в ней досконально, и впервые в жизни сделал заказ по почте (руководство, кстати, тоже перевели на русский и красиво издали, но лет десять назад из-за какого-то временного помутнения я его выкинул, а теперь плачу горючими слезами над такими раритетом и больно кусаю локти от обиды). Да, по тем временам это был настоящий прорыв: одновременно красиво и сложно и при этом чертовски увлекательно. Какая другая игра тогда могла увлечь на многие часы, годы или даже... тысячелетия? Никакая, кроме одной — Sid Meier’s Civilization, этот симулятор истории человечества.

Меня, конечно, удивляло такое название. Постепенно я стал искать информацию, читать игровые журналы, открыл для себя талантливого создателя любимой игры — Сида Майера (Мейера). Не знаю почему, но он мне всегда нравился, что-то родственное ощущалось в его интервью и фотографиях. А когда наконец вышла книга его воспоминаний — это оказалось подарком судьбы, чтобы проникнуться историей одного из легендарных игроделов. Было безумно интересно узнать, каким образом обычный инженер, занимавшийся налаживанием кассовых аппаратов, благодаря случайной фразе, круто изменил свою жизнь. Становление индустрии видеоигр в 80-х — очень своеобразная тема, которая, конечно, задета вскользь, поскольку связана здесь с личной историей. А в личной истории автор определённо берёт своё, выдавая уйму занятных наблюдений на протяжении книги: в чём суть таких развлечений, как должно быть устроено взаимодействие разработчика и игрока и, естественно, как он сам определяет собственное место во всём этом переплетении сложностей.

Рассказ получился добрый и светлый, однако большим минусом будет то, что именно про самую успешную игру рассказывается не так подробно, как хотелось бы всем фанатам, а про её «космическое» продолжение — и так всего лишь несколько строк. Глава, которая по сути могла раскрыть много интересного, мгновенно увела в совершенно другую плоскость посторонними мыслями и не удалась, на мой взгляд. Начиная с середины книги всё больше хаоса из любопытных, но несистематичных размышлизмов. Сид, конечно, беспримерно талантлив, но — по части придумывания и воплощения гениальных идей, — а описывал эти воспоминания за него литературный агент, которому, видимо, сложно было красиво изложить весь этот праздник для широкого читателя. Так или иначе, книга стоит внимания и должна быть рекомендована всем, кого хоть раз привлекал (не думаю, что погрешу против истины) бренд качества в названиях игр, к которым приложил руку Майер.

Комментарии


Отличный отзыв!