Больше рецензий
22 июля 2013 г. 16:48
425
4
РецензияДумаю, не буду оригинальной, если признаюсь, что читать книги про Достоевского для меня огромнейшее удовольствие, замечательно, что их так много – хватает на специальный раздел литературоведения! Ведь даже в тех случае, когда не согласен с автором или предлагаемый подход к творчеству писателя кажется спорным, польза от чтения несомненна – эти книги заставляют глубже задумываться и, может быть, открывать для себя что-то новое.
Работа Юрия Григорьевича Кудрявцева – специалиста по истории русской философии, этике, эстетике и проблеме личности, доктора философских наук – безусловно, выделяется в ряду исследований творчества Достоевского. Её оригинальность заключается, в первую очередь, в особенном методе или подходе к изучению творческого наследия писателя – методе «трёхкругового анализа»: Кудрявцев делит всё творчество Достоевского на три периода – досибирский, сибирский и послесибирский (деление может показаться условным, отчасти так и есть, но нужно оно профессору только для того, чтобы опровергнуть распространённое среди достоевистов мнение о кардинальном изменении мировоззрения писателя после каторги) – и рассматривает произведения каждого периода на трёх уровнях (кругах): событийном, временном и вечном. Предметом исследования по каждому кругу служат соответственно сюжет, социальная проблематика в творчестве и философия (Кудрявцев также называет эти круги, по степени усложнения, уровнями арифметики, алгебры и высшей математики). Не удивительно, что третья часть, и особенно раздел о послесибирском творчестве, гораздо содержательнее и интереснее первых двух.
Подобный метод нельзя не признать уникальным, но вместе с тем он вызывает некоторые сомнения в своей действенности: надеюсь, мне простится довольно примитивное сравнение, но такая систематизация творчества Достоевского выглядит так, как если бы вы расставили книги в своей библиотеке не в хронологическом порядке или по алфавиту – стандартные варианты, а скажем, по цвету обложек – вряд ли это хоть как-то повлияет на содержание.
Несколько удивляет и слог книги, может быть, характерный для времени написания (1974 год), но неожиданный для подобного рода исследования: отрывистый, чеканящий - короткие предложения, рваные фразы. В качестве примера:
Очень важные строки. Строки признания роли среды в формировании шутов и тиранов. Дана диалектика шутовства и тиранства. Общество, где есть тираны, нуждается в шутах. Шутовство приводит к уничтожению личности и к стремлению уничтоженных к тиранству. Тирания порождает шутовство, шутовство — тиранию. Новая тирания вряд ли будет лучше старой. Попранное достоинство порождает свой суррогат — амбицию.
Но в целом, нужно признать, исследование - глобально по своему масштабу: упоминаются практически все произведения писателя, самые крупные рассмотрены более подробно, и особенно в центре внимания - «Дневник писателя». Общая цель исследования тоже масштабная – автор предлагает «собственное понимание целостного мировоззрения Достоевского» (здесь можно увидеть некую полемику с Бердяевым, хотя никаких фамилий Кудрявцев осознанно не называет).
И всё же возникает впечатление, что разложив «по полочкам» романы Достоевского, прояснив «непонятное» в художественных произведениях соответствующими мыслями из публицистического «Дневника», выстроив героев в шеренги и колонны (в книге приводятся примеры сквозных образов и «параллельных» героев у Достоевского), Кудрявцев, как мне кажется, тем самым разрушает поэтику Достоевского. Всё объяснив, он словно уничтожает внутренний смысл, «тайну» творчества, подменяя её собственным пониманием писателя.
Одной из главных идей и, может быть, основной задачей автора было показать, что Достоевский не просто писатель, а философ. Мне сложно судить, насколько это наблюдение было новым для времени написания работы, но сейчас оно кажется очевидным: даже в школах проходят философскую идею «красота спасёт мир». Сделать вывод, что Достоевский есть философ, думается, очень мало, чтобы сказать новое слово на тему Достоевского.
P.S. Уже в заключении автор делает следующее предупреждение (или наказ?): «у читателя лишь одна обязанность – не выдавать своё толкование за единственно возможное и абсолютно адекватное авторскому». Мне бы и в голову не пришло, что об этом нужно напоминать, но вероятно, Кудрявцев полагал, многие будут не согласны с его видением Достоевского. Хотя сейчас кажется, а что же в этом видении необычного?...
Книга прочитана в рамках флэш-моба "Урок литературоведения"!
Комментарии
Ну вот вы меня запутали..( сначала захотела почитать, очень, но потом вы меня испугали вот этим:
Так стоит или не стоит читать? я очень трепетно отношусь к Достоевскому, и хочу, чтобы книги о нём, которые я буду читать, были близки к идеалу))
Мне бы не хотелось давать советы - стоит или не стоит читать... Могу только сказать, что на мой взгляд, от идеала эта книга далека... Как раз трепетного отношения к Достоевскому в ней нет.
А вы не читали Бердяева "Миросозерцание Достоевского"?
Нет, если честно, пока ещё толком про его творчество ничего основательного не читала, кое-какие статейки только и мемуары его жены (очень увлекательно, кстати). хочу для начала ознакомиться со всеми его основными романами (осталось 2 вроде) и потом приступить к чтению какой-нибудь качественной работы по жизни и творчеству сего замечательного писателя...
А вы читали,я так понимаю?.. Что скажете?
Не могу сказать, что читала много исследований по Достоевскому, но как раз Бердяев особенно запомнился и Мережковский "Л.Толстой и Достоевский". Из недавно прочитанного Сараскина "Бесы": роман-предупреждение" - у неё есть очень интересные наблюдения. А из биографий-жизнеописаний понравился Труайя "Федор Достоевский"...
ого, список уже впечатляет) спасибо, возьму на заметку;)
Я в рамках этого же флэш-моба прочла книгу Г.Гессе "Магия книги". Там есть совсем небольшое эссе о Достоевском. Но очень интересное. Думаю, вам понравится.
спасибо большое, обязательно почитаю!
каждый раз читая рецензии на критику по Достоевскому - грущу... Эх, какие сложные вещи. необыкновенно интересные, но и очень сложные. Спасибо вам огромное!
Спасибо!
Судя по рецензии, автор книги изо всех сил говорит вокруг Достоевского, а не о нём самом. А рецензия замечательная!
Спасибо за высокую оценку рецензии!
Скорее, автор говорит исключительно о своём понимании Достоевского, старается дать трактовку (и собственную оценку) взглядам писателя, выраженным через художественные произведения и в Дневнике.