Больше рецензий
2 июля 2022 г. 19:30
5K
4 Советские подростки в немецком плену
РецензияДанная книга поднимает интересную и важную тему – рабство, в которое попадали угнанные в Германию советские ребята. Так получилось, что о трагической судьбе евреев в концлагерях я прочитала достаточно много книг, но имела плохое представление, какая участь ожидала русских военнопленных или же угнанных на работы в Германию мирных жителей. Книга Юрий Слепухин - Тьма в полдень предоставила небольшой экскурс, на примере одной из героинь показав, как осуществлялся принудительный набор молодежи для депортации, но в той книге девушке повезло попасть служанкой в дом весьма расположенной к ней немецкой паре и условия ее существования были достаточно сносными.
В произведении Самсонова героям тоже отчасти способствует удача, по крайней мере, часть из них смогла выжить, но все же автор описал более трудный и печальный путь юных персонажей, в том числе жестокие избиения и преждевременные смерти. В 11-13 лет лет попав в плен, мальчики и девочки 4 года были вынуждены работать до изнеможения, ведь их жизнь не представляла ценности для захватчиков, это был тот вид рабства, когда проще привезти новых пленных, чем заботиться об уже захваченной рабочей силе. Автор описывает, как сначала ребят поместили в концентрационный лагерь, где хоть и был лазарет, но скудность пайка и антисанитария не способствовали сохранению здоровья. Хотя тут не было массовых убийств, но нагрузка физически трудной работой и уменьшение количества пищи при невыполнении плана, а так же суровые наказания и даже казни при нарушении правил приводили к постепенному сокращению количества пленников. Потом группа главных героев оказывается выкупленной из лагеря одной немецкой фрау и семь ребят отправляются работать на ферму.
Стоит так же отметить финал этой истории, ведь часть персонажей оказывается в американской оккупационной зоне и было весьма познавательно узнать, что бывшие пленники остались по-прежнему заключёнными, хоть и сменилось руководство лагеря.
К сожалению, книге недостает исторических подробностей, внимания к деталям и чувствам персонажей, слишком поверхностным вышло повествованием, несмотря на тему, которую взялся показать писатель. Словно я читаю приключенческий роман, хотя, на мой взгляд, хорошие книги для юношества вовсе не обязаны быть легкими. При этом автор не только упрощает текст,но и моментами слишком скатывается в героический пафос, из-за чего нет доверия к тому, о чем он повествует. Диалоги ребят, их поступки вызывают у меня недоверие, например, тайное чтение привезенной из дома книги «Как закалялась сталь»,причем не чтение для души,а как парт-задание - жертвуя часами сна, изучить опыт Павки Корчагина, организация кружка юных сталинцев и прочее.
Моё такое последнее слово: Павка Корчагин не боялся врагов и был смелым, мы тоже не будем бояться, будем учиться у него. У девочек книжка есть «Как закалялась сталь» — предлагаю всем перечитать её. Вот как я думаю.
Было решено немедленно начать читку книги «Как закалялась сталь». Её в эту же ночь Вова и Жора разделили на десять частей. Получилось десять маленьких книжечек. На каждой поставили порядковый номер и распределили книжки, так: Вова читает вторую, Жора — первую.
Учись у Павки Корчагина бороться с врагами!
В конце Вова вывел крупными буквами: «Юные сталинцы». Ни числа, ни подписей он умышленно не поставил.
Словно автор не опыт реальных детей описывает, а наполняет книгу лозунгами, наставлениями для последующих поколений, как надо любить Родину, между собой дружить и сопротивляться врагам, не сдаваясь даже в плену, организовывать саботажи и совершать подвиги. Причем, напиши автор это иначе, не так в лоб, без возвышенных речей, показав больше человечности, не боясь показать героев слабыми, горюющими, испуганными -думаю, книга бы лишь выиграла.
Так же и в конце, когда Самсонов рассказывает об американских лагерях для перемещённых лиц, как-то с трудом верится, что автор не исказил реальность, именно потому, что рисует он все в чёрно-белом свете: американцы вышли у него сплошь продажными дельцами, которые не только готовы простить бывших нацистов ради выгоды, но и бьют бедных негров и, конечно же, агитируют всех пленников не возвращаться в Союз, а поехать в Англию, Америку и Аргентину (интересно, зачем им столько беженцев, какой смысл США и Британии,которые в свое время не увеличили квоту эмигрантов для евреев, обрекая на смерть европейцев, пополнять свои трущобы советскими гражданами или же выделять на них ресурсы?) Т.е. возможно поверить в подобные события, тем более, в свете таких книг как James Bacque - Der geplante Tod , но вопрос именно к способности писателя погружать читателя в происходящее, передавать атмосферу.
советские воины взяли Берлин и дошли до Эльбы. Все волновались, не понимая, почему их до сих пор не отправляют на родину: русских — в Советский Союз, болгар — в Болгарию, чехов — в Чехословакию, поляков — в Польшу…
Появились новые хозяева — американцы. Они переименовали лагерь смерти в «лагерь перемещённых лиц», но на родину по-прежнему никого не отправляли.
…Через месяц после «проверки» американцы предложили Штейнеру службу в лагере, в том самом лагере, где он обворовывал, убивал и калечил детей. Он получил службу как «знаток русских и специалист-педагог».
Теперь Штейнер вознаграждался за своё усердие не марками, а долларами, отчитывался не перед гитлеровскими властями, а перед американским оккупационным командованием и носил не германский военный мундир с железным крестом, но американский, цвета хаки.
В лагере постепенно восстанавливались порядки, почти ничем не отличавшиеся от тех, какие были при фашистах, хотя ребят пока не избивали.Зимой в лагере появились люди в модных пальто и шляпах, с тросточками, вежливые и учтивые. Они говорили на разных языках, читали для ребят лекции, проводили беседы. Рассказы сопровождались показом кинокартин, каких ребята прежде никогда не видывали. В одной из них, например, показывалось, как какой-то подросток-беспризорник шатался по узким улицам среди американских небоскрёбов, спал в мусорных ящиках, ездил на крышах поездов. Но вот он познакомился с дочкой владельца завода. Они влюбились друг в друга, и беспризорный, стал женихом этой девушки. Костюм бродяги сменился чудным смокингом богатого американца, юноша приобрёл свой дом с огромным садом и автомобиль; при помощи своего покровителя-тестя он превратился в миллионера.
Как-то в лагерь прибыло сразу несколько «докладчиков». Все они разошлись по баракам и читали лекции на тему: «Страна чудес, лучшая страна в мире — Америка». И тут же раздавали толстые журналы на русском языке с цветными фотографиями и рисунками.
После этого в лагере долго не было никаких докладчиков и кинокартин. Но ребят стали брать измором. Кормили плохо, перестали одевать, с рассветом выгоняли под охраной на расчистку города от мусора и камня, запретили собираться после десяти часов вечера.
— Американское командование и правительство, — начал переводчик, — предоставляют тебе право выбора: ты можешь поехать в Соединённые Штаты Америки, Англию, Канаду, Аргентину. У вас в России плохо после войны, голод. Поэтому американское правительство хочет помочь тебе и твоим товарищам. И ещё господин офицер просил передать, что в Советском Союзе тех, кто возвращается из Германии, карают, заставляют работать на шахтах и даже сажают в тюрьму. Ты понял?
Так что, книга хоть и рассказывает о происходящем в Германии с пленными из СССР, но рождает много вопросов, взрослому читателю будет мало представленной тут информации, поэтому советовать произведение я буду с осторожностью.
Пока Россию завоёвывают, думал Штейнер по дороге, он организует тут такой лагерь, что о нём заговорят все газеты. И тогда к лейтенанту — нет, уже к капитану — Герману Штейнеру посыплются запросы на дешёвую рабочую силу. Продают же сейчас из лагерей в частные хозяйства русских подростков по двести пятьдесят марок за душу. И это теперь, когда они ещё ни на что не способны. А ну-ка, обучи их работе, порядку, покорности! Да тогда всякий порядочный немец не пожалеет и пятисот марок, только бы получить хорошего дарового работника. Вот когда придут к Герману Штейнеру слава и богатство!
«Аня такая же, как другие, только страшная трусиха и неженка, — думала она. — Но я бы на её месте всё-таки старалась быть смелее, самостоятельнее. Пусть фашисты не думают, что мы их уж очень боимся. «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях», — вспомнились Люсе слова Долорес Ибаррури. — Какие замечательные слова!»
А теперь кто знает, что будет с ним, где его друг Витя, что скажет отец, когда узнает о сыне, попавшем в Германию… Скажет, наверно: думал я, что ты смелый и ловкий мальчик, который в любых условиях найдёт выход, а ты не мог убежать от немцев, дал увезти себя в Германию.
— О том, что ты стойко и мужественно перенёс всё, но врагу не покорился, не ослаб духом…
— Да ведь и ты перенёс, — краснея от похвалы товарища, возразил Толя.Горе тому, кто проспит, утомлённый работой и измученный голодом, или замешкается в бараке! Провинившегося тут же, на виду у остальных, избивали розгами и резиновыми дубинками.
До позднего вечера на торфяных полях виднелись согнутые, словно прикованные к земле, тщедушные фигурки подростков. Мальчики формовали из торфяной массы кирпичи, девочки голыми руками сначала разносили их по полю, а когда торф высыхал, собирали его и стаскивали в одно место, складывая в штабеля.
Тайно начиналось зарождаться сопротивление непокорённых маленьких советских героев, ненавидящих фашистских поработителей.
День выдался жаркий. Нещадно палило солнце. В прозрачном воздухе над землёй дрожали серебряные паутинки. Пахло болотной гнилью. Несмотря на жару, в воздухе тучами кружились комары. В пасмурные дни, и особенно по ночам, от них нигде не было спасения. Тело каждого было изъедено и расчёсано до крови, а в этот тихий знойный день муки невольников усилились томительным ожиданием.
И про нас никто не забудет, всех освободят. Только мы сами должны крепко верить, дружить, не сдаваться. Давайте вот потихоньку соберёмся и решим, как сделать, чтобы легче было нам дождаться Красной Армии.
Комментарии
А вы что-нибудь слышали о нацистском проекте Lebensborn?
Когда нацисты воровали детей по всей Европе, и многие из них только будучи взрослыми, узнавали что они не немцы.
Я пару лет назад с удивлением узнал, что даже солистка группы АББА, жертва этой программы, увезенная из Норвегии.
Нет, я не знала. Они именно арийцев забирали, чтобы пополнить свой генофонд?
Да, отбирали детей в том числе и в СССР, кто подходил под их параметры "чистой расы", и "расово ценных детей".
Ага, есть такое. Читала как-то раз статью. Особенно "любили", если женщина в концлагере рожала. Родила беленького - есть шанс, что малыша отдадут "правильным" родителям как "расово ценного". А уж если родился смуглый - могли сразу убить.
Интересно, мне казалось в концлагере по определению не было "расово ценных". Я пока встречала только убийство младенцев там, издевательства над беременными, т.е. попавшие туда автоматически переставали быть людьми.
Я в детстве была в восторге от книги с подобной тематикой Василий Клёпов - Четверо из России
Сейчас пока не рискую перечитывать, все же взрослое восприятие от детского отличается. Но пусть останется детская любовь в воспоминаниях, я её даже из библиотеки украсть хотела, такие эмоции были)
Спасибо,надо глянуть.Да, с детскими книгами беда, некоторые все же очень простые, возможно надо именно в детстве читать,чтобы оценить всю прелесть)
Спасибо за наводку. Запишу себе на будущее!
Женщины, привезенные из СССР на принудительные работы в Германию, прибыли в транзитный лагерь Berlin-Wilhelmshagen, 1942 (колоризированное вручную фото)
Beginning in the spring of 1942, nearly three million men and women were rounded up under threat of violence and other forms of retaliation in areas of the Soviet Union occupied by the Wehrmacht. The average age of the deportees was 20, but many were substantially younger, at just 15 or 16.
Of the 11 million slave laborers the Nazis rounded up to work in Germany, it was Soviet citizens – whom Nazi bureaucrats lumped together with other Eastern and Central European captives and referred to as Ostarbeiter – that were by far the largest single group. They were also treated with particular brutality; in the Nazis’ depraved hierarchy of nationalities, Ostarbeiter occupied the bottom rung.
А ведь были наверное и добровольцы, кого такие плакаты обманывали?
Интересно, как они "знали", из каких источников?
У меня была знакомая старушка,которая была угнана в концлагерь,но я по юности лет и не подумала спросить ее о прошлом.Хотя может и сейчас бы не спросила,не факт, что люди хотят делиться таким прошлым
Нельзя исключить, что знали за собой какие-то "грешки", которые бы рано или поздно всплыли и за которые пришлось бы отвечать. Почему-то этот вариант сегодня обычно не рассматривается. Хотя понятно, почему.
Да вариантов много, возможно не куда и не к кому было возвращаться, страна, разрушенная войной, не казалась удачным местом для жизни. Просто интересно,как все "знали" об этом, ведь если люди после возвращения попадали в "места отдаленные", то вряд ли могли об этом сообщить за границу?Или такая оперативная работа иностранной агентуры, хорошо знавшей, что происходит внутри СССР? Т.е. про пропаганду той стороны сейчас не говорим, это понятно, интересны другие варианты.
Я сейчас читаю воспоминания русского военнопленного,посмотрим, как он расскажет о возвращении, видела мельком, что после войны он тоже побывал в шахтах,но был восстановлен в институте потом
Если посмотреть на процент, попавших в "места не столь отдаленные" после фильтрации, то он мизерный и чисто статистически выглядит примерно соответствующим числу коллаборационистов. Да, были видимо ошибки, но как в одну, так и другую сторону. Иначе бы не было ушедших от ответственности коллаборационистов, которых до 70-х годов прошлого века вылавливали(зачастую совершенно случайно всплывали факты).
Нужно понимать, что за "узников концлагерей" выдавали себя и охранники этих самых лагерей и просто те, кто сотрудничал с немцами.
Согласно новой исторической мифологии краткосрочное пребывание в фильтрационном лагере (а через него должны были все пройти, и это абсолютно оправданно, агнцев нужно было отделить от козлищ, как сказано выше) принято записывать, как пребывание в "сталинских лагерях", а годы пребывания в лагерях американских просто прибавлять к этому "стажу".
Да уж, столько мифов в истории, что обычному читателю очень сложно разобраться,где же правда.
Да и выбора мало среди книг, найдешь нужный сюжет,а там или обрывается все сразу после освобождения лагеря или же момент возвращения на родину настолько мельком описан, вообще не упомянуты какие-либо фильтрационные лагеря, словно бывший узник просто сел на поезд и вернулся домой (это я Маша Рольникайте - Долгое молчание имею в виду)
Просто навскидку из недавно прочитанного: в повести "Когда город спит" Усыченко ("Молодая гвардия", 1956), опять же недавно переизданной в штудируемой мной в настоящее время серии, довольно подробно описан фильтрационный лагерь, который именуется "репатриационным пунктом", что, наверное, соответствует тогдашней терминологии. Сейчас предпочитают использовать "фильтрационный лагерь"(технически это верно, и лично я ничего плохого в таком названии не вижу, формально Артек - тоже "сталинский лагерь" в конце концов), но тут чисто работа на рефлекторную ассоциацию.
Книга в литературном плане довольно слабая, первая публикация могла быть в региональном издательстве и раньше, но привожу ее просто как свидетельство того, что сама тема под запретом не была. Главный антигерой тут вполне успешно проходит все формальности фильтрации:
Честно говоря, не уверен, что краткосрочное пребывание в таком пункте (накормили, обогрели, дали документы, попутно, естественно, проверили, но процесс сей от человека скрыт ) был чем-то экстраординарным по сравнению с недавним освобождением из немецкого концлагеря и последующим возвращением домой, и потому вряд ли достойным акцентирования на нем внимания. Это нам, закормленным мифами, сейчас интересно.
Я спрашивала одну из своих бабушек. Их увозили в Германию в вагонах для скота ( первое детское воспоминание). Половина даже не пережила дорогу-путь от границы с Эстонией неблизкий. Её маленький брат умер прям в поле на работах, его просто забрали и унесли, и всё. Но в общем, если я помню, это был какой-то лагерь для женщин, как в комментарии выше. Вопроса возвращаться ли домой даже не стояло. Даже если была возможность остаться, мать хотела в родную деревню, где могилы родных, яблони, церковь. Ну... вот какие-то такие аргументы были
Спасибо,что поделились.
А как именно они возвращались, бабушка не рассказывала? Какое было отношение к бывшим пленным?
Вот про обратную дорогу ничего не могу сказать. Знаю только, что от их деревни ничего не осталось и они где-то недалеко от того места поселились. Мы туда бабушку возили лет десять назад, незадолго до смерти просила-там лес стеной, так ничего и не отстроили на старом месте. Отношение было нормальное, но я предполагаю это потому, что мужчин почти не было, женщины всё восстанавливали. Если ещё их гонять, то вообще некому будет работать. Ну и плюс это действительно глушь. Так что именно моя семья никаких претеснений после лагеря не испытывала.
Спасибо за рецензию.
По поводу этой книги есть еще один интересный момент.
Одним из тезисов современной исторической мифологии (это чтоб коротко, и в мозгах засело на всю жизнь) является утверждение, что тема концлагерей в советской литературе была якобы под запретом до 1956 (а по сути до 1957) года, когда Шолохову разрешили опубликовать "Судьбу человека". В таком виде эта ахинея многократно повторена в Википедии и на многих других сайтах.
Так вот, данная книга, впервые изданная в 1949 году, и неоднократно после этого переизданная, камня на камне от этих инсинуаций не оставляет. Собственно я, будучи знакомым с этим утверждением, впервые совершенно случайно столкнулся с описанием пребывания героя(вернее - героини) в концлагере в повести Игоря Гурова "Зарево над предгорьями"("Молодая гвардия", 1955), изданной центральным московским издательством, как видим, до 1956 года. Потом уже, заинтересовавшись темой, вышел и на "По ту сторону" Самсонова и другие книги.
Второй аналогичный тезис касается темы остарбайтеров, тоже якобы запретной в советское время. То что книгу Семина "Знак OST" издавали тиражами, которые Гарри Поттеру в России не снились при этом стараются замалчивать или придумывать муки, которые якобы претерпел за это автор. А ведь были и другие книги по теме.
Ну а по поводу американцев и их обещаний можно сказать следующее: "обещать - не значит что-то сделать". Сейчас тоже полно объявлений, зазывающих девушек на Запад для работы в "Модельных агентствах." А после войны рабочие руки были нужны, причем не обязательно там, куда людей зазывали. Тут главное жертве попасть на крючок. Иначе затем было американцам держать после окончания войны советских людей годами в тех же бывших немецких концлагерях? Не думаю, что это было совсем дешево, а капиталисты денежку считать умеют.
Пока просматривала тему, наткнулась на такую книгу. Может, пригодится. https://www.livelib.ru/book/1002090144-znak-ne-sotretsya-bez-avtora
Спасибо, добавила себе в виш на следующий год
Пора мне тоже начать формировать виш на следующий год…