Больше рецензий

4 июля 2022 г. 08:53

244

4 Спойлер хорошая коллаба?

Я люблю творчество Виана за ту своеобразную атмосферу, которая стирает грань между реальным положением вещей и некой карикатурностью. «Деваться некуда» — роман, который Виан не смог окончить самостоятельно, не стал исключением. Написав синопсис к блестящей идее, Виан также пишет четыре первые главы и не заканчивает. Через шестьдесят с лишним лет наследники его творчества обращаются к УЛИПО, чтобы те довели задумку до ума. И они довели.

Этот роман не стоит воспринимать исключительно сюжетно — и Виан, и УЛИПО постарались сделать так, чтобы все главы так или иначе выглядели как игра со словом, будь то «прекрасное подношение» Перека (использование только букв имени того лица, которому посвящен текст), или центон (составление первичного текста из кусков вторичных текстов). Кто-то может сказать, что это формализм, и я могу ответить: да, но не только. 

Сюжет здесь тоже есть, и он вполне связный — человек по имени Фрэнк Болтон, полковник американской армии, возвращается домой с войны в Корее — на этой войне он потерял руку, и теперь вынужден носить протез. Ещё по дороге он узнает, что вокруг умирают девушки, одна за другой, но весь ужас в том, что все эти девушки — его бывшие любовницы!

И тут начинается мучительный поиск разгадки. Самое ужасное еще и то, что Фрэнк, едва вспоминая одну из бывших пассий, стремится к ней, да бы её спасти — и не успевает. Все него попытки предотвратить следующую гибель ничем хорошим не заканчиваются — он только сильнее запутывается в хитросплетениях судьбы, ставит самого себя под удар, ведь оказаться несколько раз подряд на месте преступления — фатально. 

Отдельно хочется затронуть финал (так что берегитесь спойлеров!). Интересно наблюдать за тем, как основная канва произведения (включая и сюжетные составляющие и формалистические) перемежается с канвой финала, где Фрэнк сначала требует от пастора уверения в том, что на том свете ничего нет, а потом, когда пастор под страхом смерти это подтверждает (вот только честно ли он это говорит?), Фрэнк стреляет в себя, деваться-то некуда! Если учесть то, что совершил Фрэнк, чтобы узнать убийцу своих любовниц, становится очевидным тот факт, что Фрэнк захотел уйти в такое место, где не было бы ничего. 

Форма повествования (первое лицо), к слову, выбрана таким образом, чтобы читатель на протяжении всей истории думал, что главный герой останется в живых — но ожидания его точно будут обмануты.

В общем и целом история стоит прочтения, и если не ради сюжета, то хотя бы ради такого интересного эксперимента — не каждый день увидишь взаимодействие прозы Бориса Виана и игру слов УЛИПО в рамках одной истории.