Больше рецензий
6 июля 2022 г. 11:10
406
5 Крестовый поход медведей
Рецензия«Кластер» Дмитрия Захарова — книга, скрасившая первые дни моего модного больничного в конце 2020 года. И несмотря на то, что это такой антиутопический реализм (ну, или реалистичная антиутопия), мне было светло и радостно ее читать. Сказала об этом Дмитрию и повторю здесь: для меня «Кластер» — роман о надежде. Роман надежды даже.
Рецензии и отзывы в сети цепляют одна за другой кафкианские ноты в мелодии о могущественной госкорпорации (вернее, комке корпораций), разжившейся некоторым количеством сырья для производства уникального полупроводника, конечно, профукавшей вложения, но упорно занимающейся старым добрым мифотворчеством. Полупроводник арсенид голландия — практически алмаз «спаситель России» из самого известного фарса начала 1990-х, он решит тысячи тысяч проблем. Особенно, если создать правильную ауру вокруг претендующих на безумно дорогую технологию.
А еще у него есть некий любопытный побочный эффект – оживление неодушевленных предметов. Вот вам второй план этой довольно запутанной истории. Детские игрушки, смастыренные для наглядности, шустрые, неплохо соображающие и соорудившие на базе своего происхождения примитивный культ. Где-то здесь Кафка закончился и начинается Волков – впрочем, Захаров никогда не скрывал своей нежной привязанности к истории об Урфине Джюсе.
Но и не Изумрудным городом единым. Тернист путь читательских ассоциаций. Немного Баттлфилда от Стивена нашего Кинга – помните озверевших солдатиков и танчики, заточенные на убийство? Немного Воннегута и его детей, переделанных в пушечное мясо. Есть что-то и от меланхоличности Мураками и его Страны чудес без тормозов — самая необъяснимая даже для меня связь, но я ее чувствую.
На медведиков, щенков, жирафов и оловянных солдатиков идёт охота — потому что это не только ценный говорящий мех, но и арсенид внутри. Медведь Сёма — мой любимый герой. Фанатик Данко, несущий в Темноте горящее плюшевое сердце в крошечных лапках, истовый свидетель некого Второго Фронта. Щемяще трогательный, по-детски упрямый.
А есть еще певица — Алиса, которая могла бы стать девочкой с голубыми волосами, но она не любит ни Пьеро, ни Буратино, а только комфорт и собственное невыносимо прекрасное отражение в зеркале. Поэтому отстрел всех, кто ее окружает, волнует ее, но не слишком.
А еще есть, куда без них, оппозиционеры! Тоже любопытные ребята. Они, по законам жанра, картонные антиподы по-своему обаятельных негодяев. (Siloviki тоже будут, если кто-то волнуется).
Пишут, Захарова поругивают за то, что история слишком уж крутовыделанная и Сёма вышел живее людей в этой истории. А мне кажется, Дима сделал это намеренно. Любой кластер – довольно сложный организм. И его элементы вынуждены существовать в унисон. Вы видели на ютьюбе или даже в реальности мурмурацию — пугающее и завораживающее движение стаи птиц, скоординированный полет. Мы, со своей тонкой душевной организацией, так и взаимодействуем внутри системы, нет? К тому же, жизнь не за страх, а за царя, как, впрочем, и борьба ради борьбы – вполне религии, но они расчеловечивают, тела разноцветные, а желтые ручки, ножки и круглые головы одинаковые, как у фигурок Lego.
Так вот о надежде. Мы живем во всей этой не то закручивающейся как спираль, не то затягивающейся как удавка беспросветности, и Дмитрий ловко ее описывает, так передавая все оттенки свинцового, что становится еще страшнее и беспросветнее, чем после «Средней Эдды». Но если с Эддой все понятно, то Сема, этот маленький, трогательный, одержимый сектант дает именно надежду на то, что пассионарии вывезут на себе всех – и равнодушных, и запуганных, и изможденных. Так странно, что эту рецензию я начала писать в середине декабря 2020. А вышла она 20 января 2021. Все символично.