Больше рецензий
26 августа 2022 г. 21:56
2K
5 Волжская Туташ
РецензияПосле летнего перерыва открыл новый сезон чтения татарской литературы масштабным историко-биографическим романом современной писательницы Айгуль Ахметгалиевой «Туташ», вышедшим в «Татарском книжном издательстве» в 2019 году. Книга посвящена жизненному и сценическому пути первой татарской актрисы Сахибджамал Гиззатуллиной-Волжской (1892—1974), осмелившейся выйти на сцену и сыграть в спектакле на родном языке в то время, когда посещение мусульманской молодёжью театров, концертов и танцев считалось позорным и греховным. За это в неё даже стреляли!
Но, решительно сделав первый шаг на выбранном пути, девушка, которую все уважительно называли Туташ (форма обращения к незамужней женщине) и восхищённо сравнивали с Комиссаржевской, уже не отступилась. Не повернула она назад и тогда, когда скиталась вместе с труппой таких же молодых энтузиастов по городам и весям, с трудом выпрашивая разрешение властей на представления, а собранных денег не хватало не то что на оплату номера в самой захудалой гостинице, а зачастую даже на кусок хлеба.
Обладавшей непростым характером и неуживчивой натурой Волжской пришлось пройти испытание славой и «звёздной болезнью», завистью и предательством, сделав непростой выбор между сценой и личным счастьем. Со всей горечью и глубоким психологизмом раскрыта в романе трагедия актрисы, которая в силу ряда обстоятельств (распад труппы в годы Гражданской войны, острый конфликт с коллегами, подорванное на гастролях здоровье) слишком рано, на пике карьеры, вынуждена была оставить сцену и бо́льшую часть своей долгой жизни прожила инвалидом-домохозяйкой, закончив дни в психиатрической больнице, всеми забытая и заброшенная. О ней, конечно же, вспомнили, — но, как всегда, слишком поздно…
Становление татарского литературного языка, национального театра и прогрессивных учебных заведений показано в новелле в контексте бурных социально-политических преобразований начала ХХ века, способствовавших пробуждению национального самосознания татарского народа и включению его передовых общественных деятелей в революционную борьбу. Сначала театралам и большевикам было по пути: последние использовали сцену для агитации и пропаганды, а далёкие от политики актёры мыслили свою деятельность возможной только при советской власти. Но в 1930-х их пути разошлись: многие татарские актёры, режиссёры и драматурги были обвинены в буржуазном национализме, объявлены «врагами народа» и репрессированы, рассказу о чём в романе уделено должное внимание.
Интересно, что в ходе повествования пересекаются жизненные пути многих исторических личностей, хорошо знакомых жителям Казани и других населённых пунктов Татарстана, поскольку их имена носят десятки улиц, проспектов и площадей. Это Габдулла Тукай, Габдулла Кариев, Камиль Мутыги, Галиасгар Камал, Карим Тинчурин, Фатих Амирхан, Мирхайдар Файзи, Хусаин Ямашев, Гафур Кулахметов, Мулланур Вахитов и др. Роман написан настолько художественно-совершенным татарским языком, что некоторые эпизоды удовольствия ради я перечитывал вслух. Было бы здо́рово, если бы книга увидела свет и в переводе на русский, — она достойна самого широкого признания.