Больше рецензий

28 сентября 2013 г. 13:53

4K

2

Неофиты часто проявляют излишнюю настойчивость в утверждении выбранной области, из чего получается, что все в мире раскладывается в базисе их занятия. Или, более категорично: нет ничего, что выпадало бы из профессионального рассмотрения неофита. В принципе, можно представить области, где такой взгляд оправдан. Но когда подобный взгляд встречается у дизайнеров, программистов или психологов, остается только пожимать плечами.

Известный социальный психолог Эрих Фромм в работе "Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии" убедительно демонстрирует ограниченность своего подхода. Вначале представитель Франкфуртской школы вводит понятие некрофилии, некрофилами оказывается значительная часть общества (около 15 процентов), затем анализирует исторического персонажа Адольфа Гитлера, выводя клинический случай некрофилии.

Не будем останавливаться на деталях, сосредоточимся на главном. Фромм описывает становление Гитлера как цепочку неудач. Ребенком Адольф плохо учился в школе, что не позволило ему реализовать программу отца и стать чиновником. Гитлер решил посвятить себя живописи, но оказалось, что его таланта не хватает даже, чтобы поступить в художественную школу.

Гитлеру пришлось заниматься пейзажной халтурой для самой невзыскательной клиентуры. Правда, он мечтал об архитектуре, однако даже не пытался поступить в институт из-за крайней несобранности и бесталанности.

Эти несобранность и бесталанность, мечтательность и уход от реальности Эрих Фромм парадоксальным образом относит к признакам некрофилии. В начале своего исследования он записывает в некрофилы и Филиппо Томмазо Маринетти. Родоначальник футуризма обвиняется франкфуртским психологом в симпатии к скорости, динамике, разрыву с традицией, безусловным проявлениям некрофильского характера.

Книга Фромма вообще обнаруживает массу алогичностей и нестыковок. Скажем, в юности Гитлер отправляется на фронт в поисках военной дисциплины, безнаказанных убийств и моря трупов. Однако став рейхканцлером Германии, он отказывался посещать передовую, дабы не видеть трупы. По Эриху Фромму обе модели поведения вытекают из некрофильского характера.

Адольф Гитлер, который плохо учился в школе, не смог оправдать надежд отца, стать чиновником, художником или архитектором, хотя бы жениться, словом, типичный неудачник, вытесненный на задворки общества, был вынужден возглавить нацистскую империю, подчинить своих мучителей от школьных учителей до городских архитекторов только благодаря клиническому случаю некрофилии, обнаруженному в нем Эрихом Фроммом.

Если закрыть глаза на явные алогизмы работы Фромма, его психологическая составляющая вполне удовлетворительна. Но в этом и кроется ограниченность психологического подхода.

В самом деле, Гитлер плохо учился в школе, не стал ни чиновником, ни художником, ни архитектором, смог жениться лишь за пару часов до самоубийства и вообще обнаружил в характере черты типичного некрофила. Однако сводить исторический персонаж рейхканцлера Германии к психологическим аспектам личности – очевидное преувеличение роли психологии.

Своего рода профессиональная деформация. Психолог привык рассматривать людей под микроскопом, словно частицы вещества. Когда же в его поле зрения попадает нечто более значимое: не частица вещества, а, скажем, планета, он по привычке наводит на нее микроскоп и наблюдает смазанное световое пятно.

"Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии" – типичное исследование смазанного светового пятна, на протяжении которого автор никак не может ответить на вопрос, каким образом такая посредственность, предмет изучения, достиг головокружительных успехов в социальном плане. Вдвойне забавно, что автор исследования аттестуется социальным психологом.

По всей видимости, представителю Франкфуртской школы очень не хотелось выходить за рамки своей области, поэтому пришлось смириться со всеми нестыковками, принять способ рассуждения, при котором ни один аргумент не принимается за достаточное основание (хотя и проговаривается), чтобы повлиять на конечный вывод. Конечный вывод вынесен в заглавие книги и, вероятно, был придуман в самом начале. Все остальное – необязательный иллюстративный материал, который можно запросто пропустить.

Комментарии


Только это не работа, а только одна глава труда "Анатомия человеческой деструктивности".