Больше рецензий

Morra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 ноября 2013 г. 19:20

469

4

Никто не будет спорить с тем, что удачно выбранная тема - это половина успеха. Во-первых, потенциальный читатель среагирует на зажигательное название. Во-вторых, парочка ярких цитат, примеров и анекдотов и вуаля, читатель уже пойман на крючок. А уж если цитаты соединены между собой достойным текстом с собственными выводами - так это совсем замечательно.

...сначала дьявол существует где-то на задворках сознания и культуры, скорее составляя предмет для обсуждения учёных мужей и предмет для насмешек черни. Затем образ начинает расти и пухнуть. И вот к XVI веку из мелкого беса он превращается во всесильного монстра, держащего в страхе всех от мала до велика и поменявшего существенным образом ландшафт Европы, впрочем, не колдовством, а вполне банальной вырубкой леса:
взвейтесь кострами, синие ночи,
мы хотим ведьму сжечь очень-очень!
И хотя даже в те времена встречались редкие противники охоты на ведьм, вроде Иоганна Вира, считавшего несчастных женщин "больными, требующими лечения", популярность их трактатов не шла ни в какое сравнение с грандиозным шествием "Молота ведьм".

Потом приходит эпоха Просвещения и дьявол теряет позиции. Любопытно, что в это же время меняется структура "служителей нечистого" - если до XVIII века на кострах жгли преимущественно женщин, то затем на первый план выходят колдуны-мужчины. Связь с дьяволом из чувственной сферы переносится в сферу разума, из области веры - в область воображаемого. А тут уж и рукой подать до "Фауста", "Монаха", обыгрывания инфернальных мотивов в литературе и создания готического романа. Всесильный князь тьмы спускается до уровня "индивидуального феномена", "демона внутри нас" (привет Джекилу и Хайду!), и пугающего, и привлекательного своим бунтарством одновременно. А тут и ХХ век на носу, а с ним и старик Фрейд, низводящий дьявола до "коллективной иллюзии, построенной по модели параноидального бреда".

Впрочем, окончательно вытеснить лукавого из культуры и сознания так и не получилось. Напротив, к концу ХХ столетия происходит ренессанс, возрождение, возвращение дьявола на этот раз в качестве популярного и востребованного продукта, заполонившего не только традиционный книжный рынок, но и кино индустрию и сферу рекламы. А в Риме ведутся разработки нового ритуала экзорцизма с привлечением врачей и психологов. Воистину, мы движемся по спирали.

Итак, Робер Мюшембле выбрал более чем удачную тему, а параллельно зацепил ещё парочку не менее увлекательных - демонология в целом, ведовские процессы, восприятие тела и т.д. И автор получает жирный плюс к карме за целостность полученной картинки и последовательность в раскрытии темы дьявола в контексте западной культуры и более широкой темы зла. Однако по сути Мюшембле не представляет никакого радикально нового видения темы, лишь систематизирует материал и сопровождает его достаточно яркими и характерными примерами. Обилие примеров порой идёт во вред книге, особенно, когда автор сваливает в кучу факты из истории XIX и XX веков. Перед глазами так мельтешат имена и названия, а вот анализ содержания отсутствует. Наиболее интересны и оригинальны, пожалуй, главы, касающиеся конца XIX - ХХ вв. (хотя и здесь автор обильно цитирует Макса Мильнера, специалиста по образу дьявола в литературе).

А вот что я однозначно поставлю в минус, так это отсутствие равновесия в источниковедческой базе - говоря о ранних периодах, Мюшембле опирается преимущественно на документы, а с конца XVIII века переходит к анализу литературы. Перекос очень явный и не совсем понятный.

Общий итог: местами неструктурированно, вторично и чересчур высокопарно, но в целом весьма увлекательно.

Дорогая olastr , спасибо за то, что ускорила моё знакомство с этой книгой. :)