Больше рецензий
29 ноября 2022 г. 21:16
417
5
РецензияРодившаяся в писательской семье француженка Виолен Беро в тридцать бросила IT-карьеру, городскую суету и уехала разводить коз в глушь Пиренеев, где живет и пишет книги вот уже двадцать пять лет.
Один из ее последних романов — «Как звери» — вышел на днях в издательстве Поляндрия No Age.
Необычный формат и потрясающая обложка делают книгу не просто текстом, а целостным арт-объектом. Иллюстрацию можно рассматривать бесконечно: осязаемый воздух, туманность и художественность, козы, контрастирующие с ярко-красным медведем-собакой, телесно излучаемая преданность которого вызывает боль. И больно будет еще не раз.
Необычный формат и потрясающая обложка делают книгу не просто текстом, а целостным арт-объектом. Иллюстрацию можно рассматривать бесконечно: осязаемый воздух, туманность и художественность, козы, контрастирующие с ярко-красным медведем-собакой, телесно излучаемая преданность которого вызывает боль. И больно будет еще не раз.
В жандармерии допрашивают жителей горной деревушки. Повествование построено в форме допроса и похоже на запись диктофона, в которой слышны только ответы.
Предыстория: молодая мать переезжает с особенным ребенком в глушь, жить среди леса, скал и легенд о феях. Малышу было плохо в шуме большого города, и они поселились там, где свежий воздух, природа и просторы принесут покой. Тихая и уединенная жизнь вдвоем.
В деревушке хватало странностей: кто-то строил хижины на деревьях, кто-то закапывал дома в землю, кто-то ходил зимой босиком. Медведя же (так малыша прозвали местные) беспокоило каждое страдающее существо — животное или человек. И он мог помочь. И помогал. Пока не случилось то, что случилось.
Есть в истории что-то первобытное и первозданное, «ужасающая мощь и удивительная нежность» (как говорит один из свидетелей о Медведе). Это полное гнева концентрированное послание современному обществу, приверженному условностям и категориям нормальности, которое, прикрываясь добродетелью, обсуждает и осуждает тех, кто посмел отличаться. Автор исследует животную природу людей, боль, которую невозможно описать, отношения матери и ребенка и реальность, полную угроз и опасностей.
И все же есть феи, значит, есть и надежда.
P. S. В романе упоминается исследовательница Тэмпл Грандин, которой диагностированный аутизм не помешал стать всемирно известным профессором животноводства. Ее научные работы вряд ли буду читать, а вот мемуары «Отворяя двери надежды» запишу в список к прочтению и обязательно посмотрю биографический фильм «Тэмпл Грандин» 2010 года.