Больше рецензий
16 декабря 2022 г. 02:02
571
3.5
РецензияМило, забавно, уютно, хорошо. С одной единственной оговоркой - в самом начале. Потому что потом всё очарование сюжета безвозвратно исчезает. Растворяется, словно сахар, в любимом дарджилинге главной героини, Вероники Маккриди.
Вероника - почтенная дама 86 лет, обременённая значительным состоянием, а так же возрастными проблемами со здоровьем и мышлением, которая на излёте своих дней вдруг решает пуститься во все тяжкие.
Концепт шикарный! Учитывая что эта история падает, словно цветочное семечко, во взрыхлённую и перепаханную Фредриком Бакманом благодатную почву темы возрастных и одиноких людей, она уже на старте становится одним из его многочисленных наследников и выгодоприобретателей. Причём в этой роли выступает и автор, написавший книгу, и читатель, покупающий её, потому что хочет той же ламповости и душевной теплоты.
Только вот у Бакмана есть характерная особенность - он всегда очень тщательно завязывает ниточки, связывающие сюжет с реальностью. Это очень круто заземляет, заставляет верить в происходящее, и, соответственно, сильнее проникаться, сочувствовать, переживать, сильнее ощущать то самое тепло и ламповость.
А те, кто идут следом, в том числе Хейзел Прайор, эти узелочки реалистичности игнорируют. Их старички похожи на сферических лошадей в вакууме. Воздушные шарики, свободно летающие в потоке авторского воображения. Настолько глубинного "контакта", "химии", как с героями Бакмана, с этими созданиями не получается создать - много вопросов, много нюансов. Много размышлений на тему нереалистичности того или иного поворота сюжета. Это портит, гасит всю атмосферность, и удовольствия от чтения становится уже совсем не так много, как могло бы быть.
Пример - взять хотя бы возраст Вероники. Любой, кто хоть раз в жизни реально контактировал с настоящими старичками 86 лет понимает, что скорее всего было бы уместно уменьшить возраст главной героини хотя бы лет на 10, а то и на все 20. Потому что ну не ведут себя таким образом люди, разменявшие девятый десяток, какими бы крепкими они не были на вид. Да и характер у миссис Маккриди настолько деятельный, неугомонный и упрямо-пробивной, что она точно ни за что на свете не стала бы откладывать до последнего решение вопросов, связанных с её наследством. Но все эти доводы, как Титаник об айсберг, разбиваются о тот факт, что по задумке автора было необходимо вложить в Веронику опыт проживания Второй мировой. Поэтому она взяла и, нелитературно выражаясь, натянула сову на глобус. И это бросается в глаза.
Итого - в общем и целом книга очень даже неплохая, приятно будет провести за ней парочку долгих зимних вечеров. Но чрезмерных ожиданий на неё возлагать всё-таки не стоит. При всём желании угнаться за Уве у Вероники не получится.