Больше рецензий
7 января 2023 г. 06:41
107
5 СУДЬБА ХАЛРУДЖИ
РецензияОт хорошей книги часто сложно оторваться, она настолько захватывает, что хочется читать ее, не отрываясь ни на какие дела. Но бывает, что как бы не было сильно желание быстро проглотить все произведение, ты останавливаешь себя, чтобы растянуть удовольствие. Будто откусываешь по маленькому кусочку от любимого блюда, чтобы в полной мере ощутить его вкус. И чем бы ты тогда не занимался: встречался с друзьями, гулял, работал, в голове будет приятная мысль о том, что тебя ждет невероятно интересная история. Если с книгой не хочется расставаться – это очень хорошая книга. Мне повезло начать с такой свой 2023 читательский год.
Роман Веры Петрук «Слепой» открывает цикл «Сага о халруджи», рассказывающий о судьбе Арлинга Регарди, сыне канцлера империи, потерявшим вместе со зрением статус, друзей, родину и принесшим обет бескорыстного служения другому человеку. Путь халруджи – это не просто клятва служить господину и соблюдать заповеди Великой Книги Махдид, но и философское избавления от прошлого, очищение совести, искоренение недостойных черт характера. В начале книги мы знакомимся с уже зрелым главным героем, путешествующим с торговым караваном своего господина в пустыне, когда на них нападают жители его бывшей родины. Восприятие мира Арлингом складывается из звуков, запахов и тактильных ощущений. Другие натренированные органы чувств заменяют ему зрение и даже дают возможность «увидеть» то, что не заметно для обычных людей. Подобное описание окружающего пространства очень необычно и интересно читать, акцент на физических ощущениях погружал в мир книги лучше подробного описания пейзажей или интерьеров.
В первой же главе мы начинаем невольно симпатизировать халруджи, он сообразителен, хитер, его боевые навыки восхищают, а наличие своей необычной философии интригует. Сцена с метанием ножа в сосуд на голове девочки раскрывает его, как неравнодушного человека, нежелающего рисковать напрасно. Арлинг предан своему избалованному господину Сейфуллаху, не раз спасает ему жизнь, проявляя чудеса терпения, вопреки отвратительнейшему поведению мальчишки. Во второй главе становится понятным, что повествование в романе будет менять временные отрезки, ведь в ней мы уже видим юного Арлинга Регарди, вполне себя зрячего, но совсем не так располагающего к себе, как старшая версия. Будучи сыном первого человека империи, имеющим все, что только можно пожелать, он пресыщен вещами, женщинами и развлечениями. Высокомерный, излишне самонадеянный, не задумывающийся о последствиях Арлинг Регарди в прошлом кажется «двойником» Сейфуллаха, которому служит в настоящем. Что же спрашивается повлияло на такую трансформацию характера и социального статуса? А разгадку стоит по классике искать в «cherchez la femme».
Магда, дочь деревенского мясника, то ли сумасшедшая, то ли ведунья, украшающая васильками будки собак, расчесывающая волосы только по ночам и путающая соль с сахаром, ворвалась в жизнь Арлинга Регарди, став причиной и его погибели, и воскрешения. Сильная любовь, вспыхнувшая у героя к этой женщине, лишила смысла его жизнь богатого наследника, поменяла ценности и видение будущего, вселила в его сердце коварную ложную надежду, что сын могущественного канцлера может что-то выбирать.
Роман Веры Петрук цеплял меня не столько приключенческой и фантастической линией, сколько психологией отношений между персонажами. Сильно, на мой взгляд, показана сюжетная арка с отцом Арлинга. Читая про Элджерона Регарди, представляешь себе холодного тактика, всегда добивающегося цели, очень властного человека, постоянно занятого заботами империи. Хорошие правители, отцы народов, к сожалению, часто бывают плохими родителями для своих детей. Элджерон бесспорно любил сына и заботился о нем по-своему. Однако отсутствие внимания и эмпатии, категоричность и бескомпромиссность, с его стороны, неоправдание ожиданий и безрассудные поступки, со стороны Арлинга, стали слишком большой трещиной в их отношениях, которая разрослась до огромной пропасти после истории с Магдой. Не менее интересными получились взаимоотношения Арлинга с Дарреном Монтеро, следить за перерастанием дружбы во вражду было горько и нервозно. Ведь в произошедшей трагедии они оба оказались, скорее, жертвами.
Прошлое и настоящее неизбежно соединяются в конце книги, порождая хотя и ожидаемый, но красивый сюжетный поворот. Сцена после септории показалась мне одной из лучших в романе, заставляющей посмотреть по-другому на произошедшее ранее и поломать голову над тем, как после этого будут развиваться события. Поэтому после прочтения первой части не заметишь, как руки потянутся открывать вторую, что, пожалуй, еще один показатель очень хорошей книги.