Больше рецензий

9 февраля 2023 г. 11:13

588

4

С шахматного турнира посреди белого дня похищена юная шахматистка. На поиски отправляется вся королевская рать во главе с уставшей тридцативосьмилетней женщиной-полицейским. Семья девочки заперта в доме, окруженном журналистами и зеваками. Всем им, кому буквально, а кому метафорически, предстоит прожить семь дней в кромешном мраке неизвестности и страха.

Автор хорошо прописал психологию основных героев: Элисса, Элайджа и Мейрид выглядят, как настоящие. В мотивах их поступков не приходится сомневаться. Им сопереживаешь, а под конец я даже испытала подобие стокгольмского синдрома. Эмоции автор прописывает мастерски, и так же мастерски выжимает их из читателя. Надежда сменяется отчаяньем в пределах одной страницы, и таких взлетов и падений на одну главу приходится достаточно, чтобы отложить книгу и передохнуть, но не долго, потому как желание узнать, чем же все окончится, сильнее эмоционального перенапряжения. Все повествования автор держит читателя в тонусе, и конец, честно сказать, достаточно красочный и напряженный, местами даже приближающий психологический триллер к фильму ужасов.

Однако, после того, как последняя страница перевернута, вопросов оказывается куда больше, чем ответов, которые автор соизволил дать.

Почему похитители выбрали именно Элиссу? Никаких причин или предпосылок выбора именно этой девочки автор не раскрыл. При этом похищение явно не случайно: похитители знали о ее семье, готовились, выбирали, следили, но почему именно она? Где и как они о ней узнали, где ее увидели, почти постоянно живя за городом в лесу? Зачем вообще похищали? Чего в итоге хотели-то? Каков смысл всех их действий? Ответов нет. Догадайтесь сами. А, впрочем, вы не догадаетесь. Причины психических отклонений главных злодеев так и остаются необъясненными. Даже их личности остаются набросанными будто второпях, собраны будто из различных ярких, знакомых по другим произведениям, стереотипных, но неподходящих друг к другу деталей.

Сюжетная линия детектива Мейрид (единственная героиня, которой я по-настоящему сочувствовала, самая живая и несовершенная из всех героев) и вовсе не раскрыта. Всю книгу автор рассказывал про ее неудавшиеся беременности, выкидыши и отношения с бесконечно любящим супругом, остающимся где-то за кадром, но необходимость такого погружения одной только параллелью с Элиссой объясняется слабо, к тому же, что окончание этих линий совершенно различно. Мотив жертвенности во имя чужого блага читается совершенно ясно, но для Мейрид концовки хотелось бы другой. Завершение ее линии напрочь убивает любую надежду, которой автор пытался наполнить свое повествование, и если Элиссе удается сбежать из своего заточения, то Мейрид из своего – нет. И очень жаль. Этот драматизм в сюжетную канву не ложится совершенно, только утяжеляет ее и добавляет мрака.

Библейская тема – это вишенка на торте. Стихи Евангелия вставлены не просто для того, чтобы нагнать драмы, но читатель, не имеющий опыта воскресной школы, не поймет этих вставок так же, как и Мейрид. Вероятно, эти стихи должны подготовить читателя к преображению Элайджи в последних главах, но опять-таки, без Гугла и воскресной школы это будут только неясные намеки на финал, который окажется невероятным, даже несмотря на то, что и без послания к Ефесянам автор с самых первых страниц читателя к этому подводил.

Язык романа легкий и вместе с тем образный, читается книга быстро и почти на одном дыхании. Популярные темы похищения ребенка, психических девиаций и рутинной полицейской работы могут скрасить вечер, однако при всех достоинствах образности, психологизма и языка книга остается проходным триллером-середнячком.