Больше рецензий
9 февраля 2023 г. 12:46
520
4 Увидеть Париж и не умереть
РецензияКак же мы молоды были тогда.
Среди множества женских имен современной русской литературы, а это интересная, яркая и мощная плеяда, одно ближе всех для меня. Отчасти дело в совпадении бэкграунда: ровесница, место действия ее произведений мегаполис, но не столица (Москва, Питер, до недавнего времени единственно возможные в качестве локации), и не совершенно дремучая провинция или деревня. Герои нормальные люди: не сумасшедшие гении, не маргиналы, не бандиты и не полуолигархи, в которых так пристально вглядывается большинство наших авторов.
Но главное, конечно, в том, что Анна Матвеева чертовски талантлива и жаль, что жюри прошлогодних литературных премий не оценило по достоинству "Каждые сто лет" - лучший роман 2022. Сетования на тему: "вот мы бы на их месте" сродни разговорам об истории в сослагательном наклонении, ограничусь тем, что я говорю это на своем месте. Мне кажется, дару Матвеевой тесновато в малой форме, лучше всего он раскрывается в романе, ее рассказы хороши, но того тонкого и точного резонанса с читателем, какой исподволь достигает она в крупной прозе, с рассказом чаще не успевает возникнуть. Я только хочу сказать. что если вы еще не знакомы с ее книгами и хотите составить представление о ней как авторе, начинать лучше с любого из романов.
Сборник "Девять девяностых" - это восемь рассказов и одна повесть о десятилетии, вошедшем в неофициальную хронологию как лихие девяностые. Нетрудно догадаться, что время действия то самое, сразу после развала Союза, на которое пришлись годы не золотой нашей молодости: бандитские войны. новые русские в малиновых пиджаках, потеря ориентиров и престижа в среде интеллигенции. Но и новые возможности для энергичных людей, которые не боятся работы. Время было интересным, все мы как-то приспосабливались и в целом приспособились, хотя легко не было.
Коротко о некоторых вещах сборника "Жемымо" - диккенсовы "Большие надежды" в декорациях уральского города. Совпадает все, вплоть до имен Филипп и Стела, и ошибки героя в определении личности благодетеля. Впрочем, в полном соответствии с изменении понятия о престиже - в предлагаемых условиях бандит в этом качестве более социально предпочтителен, чем одинокая тетка со средствами.
"Горный щит" героиня, в заботе о поддержании семьи овощами-фруктами в скудные годы дикого рынка, покупает бросовый дом в пригороде и с энтузиазмом принимается обустраивать его. Поначалу все идет как задумано, пока не появляется кто-то, не желающий видеть ее здесь и однажды дом поведает, кто и почему. Позже, в "Завидном чувстве Веры Стениной" эта особая связь женщины с предметным миром, способность разговаривать с вещами, раскроется интереснее и ярче.
"Девять девяностых". Жизнь героини, поменявшей Питер и Москву на Свердловск ради идеального брака с любимым человеком, обрывается его нелепой смертью, чтобы снова начаться вхождением в ее дом и судьбу совсем не идеального соседского мальчишки. "Умный мальчик" при всем внешнем несходстве постулирует тот же тезис: не они для нас, а мы для них - любовь, забота, самоотречение, отдаваемые детям, никак не соотносятся с их симметричным ответом, о котором и думать не стоит.
"Екатеринбург", повесть о девочке, влюбленной в Париж и готовой ради осуществления заветной мечты пойти на непорядочные и жестокие по отношению к тем, кто доверял и помогал ей, поступки. И все-таки Париж стоит мессы, терпение и труд все перетрут, и толика удачи поможет осуществить мечту, а время и финансы - загладить неловкость. Что до ностальгии по так жестоко и пренебрежительно оставленному - это не баг, а фича, прими как есть и дальше живи с этим.
Интересный сборник. Романы Анны Матвеевой я люблю больше, но у рассказов то преимущество, что они прочитываются быстрее.
#современная русская литература. малая проза, Урал, девяностые, Анна Матвеева, РЕШ, АСТ