Больше рецензий

fullback34

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 января 2014 г. 14:33

546

4

Автор – на самом деле – эстет, на самом деле – эротоман. Ну и время такое было – 3 Республика, буржуа уже не нужно было ничего доказывать относительно идеалов, этики, эстетических или художественных вкусов. Да вообще-то к концу 19 века уже стали поговаривать об упадке утвердившейся художественной элиты. И одним из мотивов Пьера написания откровенно эротической литературы было доказательство обратного: не упадок, но новое понимание старых, ещё античных толкований «философии тела» и «абсолютной чувственности».

«Женщина и паяц» - литературная основа Бюнюэлевского шедевра «Этот смутный объект желания» - повесть, подтолкнувшая к знакомству с автором. Вечно ускользающая, не дающаяся в руки, женственность. Коварная (возможно) и вероломная, естественно, прикрытая потрясающей внешностью, глубинной природной чувственностью, сводящей с ума и доводящей мужчину до состояния паяца – потерявшего достоинство даже в собственных глазах – терра инкогнита=женщина, - повесть об этом. Разумеется, при чтении=прослушивании всё раскрашено бюлюэлевскими красками и смысловыми акцентами. И вот, что интересно по-настоящему.

Если произведения, вошедшие в сей сборник Пьер писал будучи просто молодым человеком, то маэстро Луис ставил фильм об этом же будучи в хорошо за 70-летнем возрасте. Пьер, разумеется, имел печальный опыт общения с женщинами, точнее – неудачный опыт женитьбы, разочарованность – с одной стороны, и более 2500 контактов с женщинами, по его собственному признанию, - с другой. Почему разумеется? Прочтите «Три дочери одной матери» - роман почти порнографический, этакая неосознанная подражательность де Саду в описании самых последних штрихов поз, состояний и неких моральных оправданий – и можно не читать биографии для понимания травмирующих воспоминаний. Так вот, Бюнюэль разрабатывал эту тему иллюзорности обладания женщиной одновременно с мучительными раздумьями и экзерсисами другого испанского гения – Дали, специально нанимавшего молодые пары для демонстрации ему, Дали, того, чего уже никогда не возвратить, не вернуть – «простой» мужской силы и мужской же привлекательности, желания мужчины женщиной.

В сборнике есть рассказы и а-ля античность и просто рассказы. Плоть, женская плоть, аромат тела, сладостное томление=страдание и переживание. Всё это написано мужчиной, психологически так и оставшимся в известном возрасте, возрасте буйства гормонов и сладко-мучительного неведения вечно манящего тела. И если «Женщина и паяц» (фильм 1959 года с Бардо вообще мало соответствует источнику и совсем наивен так же, как и красив натурными съемками Севильи) пронизана утонченностью мужского мазо, исключительно психологического и даже платонического характера, то «Три дочери», повторюсь, предтеча известного количества «Оттенков» и прочих продолжений порно-эротических детализированных описаний.

Книжка на взрослого читателя. Из подборки «100 книг, которые нужно прочесть прежде, чем…»

Комментарии


Луис - шикарен. На самом деле. Психологизм у него на уровне, до которого не все авторы дотянут. Но меня немного раздражала попытка оправдаться перед читателем. У маркиза де Сада такого нет. Я списывала все на девятнадцатый век.
Кстати, Уайльд именно ему посвятил "Саломею"


Совершенно точное наблюдение!
Сад, конечно же, - трибун, открывший целую эру безоглядной откровенности в непроговоренной стороне человечности. Луис - неврастенический из-за личных проблем, по любому поводу самоутверждающийся то в текстах, то в женских телах, мужчина и писатель.
Если Вы не смотрели моего любимого Бюнюэля, исправьте это досадное упущение - "Этот смутный объект желания" - по мотивам "Женщины и паяца". Получите не меньшее наслаждение, чем при чтении литературной основы!


Бунюэля смотрела, но не "..объект..", а "Скромное обаяние буржуазии", скажу честно, впечатлил тот кадр, когда пара смотрит открытки и возмущается, а на открытках - Сакре-Кер и Пизанская башня. Объект в планах


"Скромное" напоминает мне по ритмике "Фаворитов луны" Иоселиани. Причем action насколько продуманный, содержательный, совершенно насыщенный, наполненный смыслами, что не приходит в голову сравнивать с классикой этого жанра (действие ради действия).
Знаете, "Дневная красавица" Бюнюэля, можно без натяжек сказать, что эта картина очень и очень близка "Трем дочерям" по духу.


А я даже и не знала, что у "Смутного объекта..." есть литературная основа. Бюнюэля с юности люблю, обязательно буду читать!


Простите, не доглядел Ваш коммент.
Он так здорово "осовременил" сюжет, а есть ещё фильм 50 какого-то года, мне кажется, с Бардо. Сравнение с Бюнюэлем не выдерживает никакого.


Бюнюэль прекрасен, это один из моих любимых фильмов.


Знаете, у Бюнюэля с этим фильмом, как и у Дали - пунктик. нет, не так: ПУНКТИК. Старость. Дряхлеет тело, но ни ум и не душа. Как с этим жить? Тем более - как любить?
Не вечно ускользающая женственность, женственность как некий секрет, а собственная нарастающая немощность - мне кажется именно об этом фильм.
А с Дали - там вообще история. Оставшись один, он нанимал за деньги молодые пары, которые на его глазах занимались любовью, да ещё, как бы сказать, несколько в особых формах и проверял - без обмана ли занимаются? И тот же пунктик.
И, конечно же, "Дневная красавица". И фильм, и книга - супер.


Думаю, что фильм о "смутном объекте" - всегда фильм о себе, идеи, образы, желания рождаются в голове (и это еще в лучшем случае) а потом, почти случайно, накладыватся на какой-то объект. Сам обюъект не особенно-то и интересен, в этом смысле очень удачная находка с двумя актрисами.

Любопытно, что же давали Дали такие забавы, занятие кажется бредовым. Впрочем, где уж мне понять гения...
"Дневная красавица" - хороша, да.


Знаете, думаю, что вообще любое творение-произведение - это всегда о себе, возможно - исключительно о себе. Как и что он описывает-показывает-ставит, такой он и есть, этот творец.
Что давали Дали подобные перфоменсы? Наверное, сексуальное возбуждение или удовлетворение. Пришла осень жизни, всё, что было сказать - было сказано, Галы не было уже, тело - дряхлое, душа - молодая. Может, так пытаются вернуть молодость?


Про творца и творение - согласна. и тем более удивительно и приятно, когда творение может что-то дать другим людям, в том числе помочь понять себя.

Про Дали как-то грустно. Хочется думать, что старость - это время зрелости души и иных, чем сексуальные, наслаждений...


Знаете, наверное, у Дали в старости было не только это. А это, отчасти, от привычного для него в течение всей жизни культурного гедонизма.
У меня какое-то время назад случилось маленькое disaster: стала недоступной книжка о Дали, большого формата, с огромным количеством иллюстраций и очень умный текстом. Кажется, два автора, кажется, французы. Так вот, Дали - каким же он, чертяка, был умным, обладал незаурядным умом! И его вещи - настолько они продуман!
И ещё мне нравится его высказывание о том, что самое трудное направление в искусстве - реализм.


Трудно судить о том, что и когда у кого было в реальноси, тем более о такой личности как Дали. Он ведь всю свою жизнь посвятил созданию мифа о себе…
Да, его вещи кажутся очень продуманными, такое «искусство от ума», не смотря на кажущуюся эмоциональность. Долгое время он меня вообще почти не трогал. А вот недавно я была на выставке иллюстраций Дали к книгам де Сада и мемуарам Казановы. Очень любопытно…

Про реализм нельзя не согласиться. Да есть ли она вообще, реальность?)


К счастью - да. Мы же с Вами переписываемся!


О, да, переписка - чудесный симулякр.)


Однако этому симулякру запросто можно доверить проверку истинности одной из теорий и получить подтверждение её истинности, пусть и в отношении не такого широкого круга людей!


Ну что вы? Никому и ничему нельзя доверять! Уж тем более симулякрам)))


Люблю, люблю здоровое кокетство!!!


Какое удивительное совпадение...


Мне показалось, что во фразе "какое удивительное совпадение..." - основной акцент в многоточии...


Тем и прекрасен этот знак препинания ;-)


Вот вроде как и хотелось бы возразить, а, простите, не в состоянии