Больше рецензий

danka

Эксперт

Все равно я не вижу этой надписи

29 марта 2023 г. 13:47

234

4

Вторая книга знаменитой пенталогии о короле Артуре. Это по-прежнему не классическая артуриана. На первый взгляд книжка представляет собой забавную мешанину из приключений сыновей Моргаузы и любовных похождений Искомой звери, чуть приправленную толикой жестокого чародейства самой Моргаузы. Собственно Артура в книге очень мало, а роковому событию, приведшему впоследствии к смерти Артура, посвящено и вовсе несколько абзацев.

Ничего, даже если вам придется перечитать его дважды, словно некий урок из учебника истории, ибо это древо — важнейшая часть трагедии Артура. Вот почему сэр Томас Мэлори назвал свою очень длинную книгу «Смертью Артура». И хоть девять десятых рассказанной им истории, по всей видимости, относится к рыцарям, бьющимся на турнирах и предающимся поискам священной чаши и тому подобным делам, повествование остается целостным, и ведется оно о причинах, по которым молодого человека постигает к исходу жизни горестный конец. Это трагедия, как ее понимал Аристотель, общезначимая трагедия греховного деяния, возвращающегося к своим же истокам. Потому-то нам и должно знать родословную Мордреда и помнить, когда наступит время, что Король спал со своей сестрой. О последнем он не догадывался, и, возможно, во всем виновата только она, но, как видно, в трагедии одной невинности мало.

Меня, разумеется, шокировало изуверство Моргаузы, но по прошествии некоторого времени я подумала – а что, если так и было задумано? Что, если нам хотели показать, что жестокость порождает только жестокость и что именно грех Утера привел в конце концов к гибели Артура? Прослеживается прямая параллель между изначальным поступком и его следствиями. Мы уже видим, что выросло из сыновей Моргаузы, хотя еще не знаем, каков в этом цикле будет Мордред.
Эту книгу, как и весь цикл, стоит читать параллельно со «Смертью Артура». Это не пересказ книги Мэлори и даже не ее переложение, это взгляд на общеизвестную историю чуть под иным углом, превращающим легендарного короля в обычного человека, подверженного ошибкам и грехам, а легендарные битвы – в бедствие для простых людей. А самыми главными в этой книге явились для меня рассуждения Мерлина.

Мерлин все еще продолжал свои объяснения.
— Когда я был молод, — говорил он, — бытовала такая идея, что любая война — дело неправое. В те дни очень многие заявляли, что они просто-напросто никогда и ни за что сражаться не станут.
— Возможно, они были правы, — сказал Король.
— Нет, не были. Одна честная причина для драки все же имеется, и состоит она в том, что драку затеял кто-то другой. Понимаешь, войны, конечно, греховны, они, может быть, греховнее всего, что творят греховные виды живых существ. Они греховны настолько, что их вообще не следует допускать. Но если ты совершенно уверен, что войну начал другой человек, значит, наступило такое время, когда остановить его — это до некоторой степени твой долг.
— Но ведь любая из сторон всегда объявляет зачинщиком своего врага.
— Разумеется, объявляет, и даже хорошо, что ей приходится так поступать. По крайней мере, это показывает, что втайне каждая из сторон сознает, какой грех — развязывать войны.
— И все же насчет причин, — возразил Артур. — Если одна из сторон каким-то способом доводит другую до голода, — способы могут быть самые мирные, экономические, с военными действиями вовсе не связанные, — тогда голодающая сторона получает право сражаться, чтобы выйти из этого положения, — ты понимаешь, что я имею в виду?
— Я понимаю, что ты, как тебе кажется, имеешь в виду, — сказал волшебник, — однако ты не прав. Войне нет оправданий, нет вообще, и какого бы зла твой народ ни причинил моему — не считая военного нападения — именно мой народ будет неправ, если затеет войну, чтобы выправить дело. Убийцу, к примеру, не оправдывают, когда он отговаривается тем, что жертва его была богата и его угнетала, — так с какой же стати оправдывать на этом основании целый народ? Несправедливость надлежит исправлять с помощью разума, а не силы.

Включение этих мыслей в книгу не удивляет, если посмотреть на год ее написания – 1939. Удивительно другое – какими современными и актуальными они выглядят сейчас. И нет, все же это совсем не детская книжка, и она требует очень вдумчивого чтения и понимания, что на самом деле хотел сказать автор. Но с точки зрения сюжета она понравилась мне чуть меньше, чем первая книга.