Больше рецензий
3 февраля 2014 г. 17:02
256
4
РецензияКак же всё это знакомо! Долгие дождливые дни. За окном смотреть совершенно не на что, а она всё равно вглядывалась в пропитанный сыростью воздух очередного свинцово-серого, дождливого дня.
И ничего вокруг не меняется. Читала и всю книгу было стойкое ощущение, что в романе 60-е годы, когда была молода мама главного героя, которому теперь уже самому с лишним за двадцать. Словно замерло время и все двигаются медленно и печально. В книге холодно. Вообще, у скандинавов очень часто холодно. Хотя, может мне просто попадались такие книги ("Смилла", "Тишина", "Ночной шторм", "Ночные рассказы" и даже "Стыд" местами морозил)? Но что отличает эту книгу от недавно прочитанных, так это несомненная реальность происходящего. Да, в ней очень о многом и к ощущению холода здесь добавляется ещё и ощущение грязи. Дело не в речном потоке, который размывает прибрежные земли, а в человеческих поступках. Драки, пьянство, зверское убийство животных, людей, инцест, даже краем зацеплен нацизм и... ложь, точнее недоговорённость многого и от того что это копится, что глаза отводятся в сторону, становится ещё тягостнее. Но не смотря на большую концентрацию мерзости на такой маленький объём это не воспринимается накрученным. Одно плавно переходит в другое и нет несостыковок. Именно поэтому и не возникает ощущение, что где-то автор перемудрил, как бывало в тех книгах о которых написала выше.
Почему верится всему написанному? Может дело в людях, которые живут на этих страницах? А точнее в том как писатель смог показать их характеры? Главных героев - два. Это подчёркивает и сам автор. Повествование в книге ведётся то от имени одного, то от имени второго. Других людей, их поступки, события мы видим их глазами. Да и самих героев тоже воспринимаем с их собственных слов.
Роберт Йерстад
Такая вот у меня теперь жизнь. Сплошные мерзости, одна впритирку за другой, поэтому что-нибудь мало-мальски хорошее казалось ненормальным.
Стейн Уве Санн
Когда-то у меня были свои цели, свои задачи, но я перестал с ними справляться. Речь не о самой полицейской работа, а о коллегах. Я ничего не имею против Туве, Коре или Рогера, меня грызёт другое. Я себя не люблю, такого, какой я с ними. Не люблю свой голос, свой смех, свои ужимки.
Конечно не всё так мрачно у этих парней. О чём не подумаешь в моменты душевной экзекуции? Но ощущение безысходности, того, что они живут в перевёрнутом конусе, когда скребёшься, ползёшь по стенке, но стоит чуть расслабиться и скатываешься вниз, не проходит. И будет ли этому конец или вся их жизнь так и останется неким круговоротом, это наверное решит каждый читатель для себя сам.
Юнни Халберг пишет просто и незамысловато. Но именно вот такое ровное повествование и делает настроение этой книге. Думаю, именно поэтому, когда неожиданно встречаются метафоры, их воздействие очень ощутимо. Это как босиком идти по гальке обтёсанной волной и случайно наступить на камень с острыми краями.
Он лежал и смотрел на небо. Я налегал на вёсла. Лодка скользнула в сад, и мы поплыли среди яблонь. На ветках белели мелкие цветы. Тросет, словно худосочный Пиноккио, лежал и глядел на свои деревья. Может, думал о них. Может, о своей жене А может, чувствовал, как когти паники вонзаются всё глубже, всё больнее, не давая ни о чём думать.
И всё же спустя неделю после прочтения книги, понимаю, что не мрачно там у них в городке, а обычно. Люди работают, любят, ненавидят, веселятся, грустят. Всё как всегда, всё как у многих. Просто писатель решил именно так расставить акценты.
PS
____________________________________
А ещё эта книга мне напомнила картины американского художника Эндрю Уайета (Andrew Wyeth)