Больше рецензий

20 апреля 2023 г. 00:40

2K

5 Черно-белое кино, воплощенное в текст

Эту запоздалую рецензию я пишу спустя полгода после прочтения книги. Обычно рецензии пишутся сразу; если есть что сказать - это надо сделать срочно или мысль развеется.
В случае с этой книгой - наоборот - мысль собиралась долго. Значит, книга не бессмысленна.
С удовольствием читаю биографии теннисистов. К сожалению, их считанные единицы. Именно биографии, написанные от чистого сердца с желанием поделиться опытом и рассказать известное только тебе. Не путать с написанием оправдательного письма для западных спонсоров, как в случае с книгой Шараповой, и ее плохим, наспех сделанным переводом на русский язык!
Как ни странно, наши теннисисты неохотно пишут биографии и делятся соображениями. Ведь кроме этой книги есть всего лишь две - блестящая книга Ольги Морозовой и книга Ольховского.

Начну с того, что мне подумалось, что Анна Владимировна (далее - А.В.) поторопилась с выпуском этой биографии. Она это сделала практически сразу после завершения карьеры в конце шестидесятых. Что понятно: тогда представителям любой профессии (редактор, агроном, журналист, учитель, спортсмен) просто давалось задание - написать и поделиться опытом. И кстати много хороших книг вышло благодаря этому. Здесь А.В. подходит к созданию и выпуску этого текста именно как представитель всех остальных профессий - дать читателю представление о ремесле. Возможно, ей самой этого и не очень хотелось несмотря на то, что она дама начитанная, филологически образованная, умеющая говорить и мыслить. Вы могли это заметить по ее манере комментирования матчей.
Было бы здорово, если бы она свою биографию написала и издала в 90-ые, когда можно было свободно говорить о чем думаешь. Тогда бы А.В. несомненно раскрыла в своем тексте множество наболевших для советского тенниса вопросов.
- Почему теннис был так слабо развит? Поклонники и специалисты знают и понимают. У меня, например, проводятся аналогии с джазом.
- Почему он плохо финансировался и до сих пор ничего не изменилось?
- Что происходило за кулисами советского тенниса того времени?
- Что можно сказать о принципах работы советских тренеров и специалистов?
Ведь чем тут интересно: от спортсмена в советское время требовалось достойно представить сборную (а теннис, мы помним, не командный вид спорта!) и страну на международной арене, не забыв о лозунге "мы впереди планеты всей!". При том что возможностей для тренировок и прогресса в данном виде спорта практически не было. Всё у стенки и на половине корта. Об этом я подробно не буду - об этом всё в книгах. Стратегов и аналитиков тенниса, прозорливых тренеров было еще меньше. Игроков обучали и ставили игру по одному образцу: чтобы стиль подходил и был выигрышен на траве, на главном теннисном турнире всея планеты - Уимблдоне. На него был весь прицел. Совершенно при этом не принимали во внимание то, что теннис - это индивидуально-авторское творчество, где у каждого свой почерк. И оттачивать этот индивидуализм в союзе и в соцстранах - это все равно что плавать в аквариуме.
А.В. воздерживается от прямой критики, от разбора проблемы. Она идет другим путем. Подробно рассказывает о судьбах и становлениях западных звезд тенниса того времени, приоткрывая механизмы и трамплины их успешных карьер, которые объясняются свободным предпринимательством, инициативой продюсеров, спонсоров, финансовым развитием спорт-инфраструктуры западного мира. Она смещает информационный фокус на других, чтобы не рассказывать о своих проблемах, неудачах и банальном отставании советского спорта. Иначе это переходит границу дозволенного, а ей таких задач не давали. О своих триумфах на международной арене ей рассказать особо нечего, потому что их нет. На примерах отдельных коллег она намекает, что наша система не совершенна и бесперспективна для теннисистов при соревнованиях в мировом спорте. Она ни во что не погружается. Чувствуется, что она сверхделикатна в высказываниях. Ей стоило бы переиздать свой труд с дополнениями или полным переосмыслением материала со временем - и она смогла бы! - но она этого не сделала.

Черно-белая обложка книги тянулась за мной на протяжении всего чтения. Она фоном сопутствовала тексту, который так же был выдержан в черно-белых оттенках советской безвыходности. Как черно-белое кино, воплощенное в текст. К тому же чувствовалось через текст, что А.В. не простой, весьма закрытый человек с тяжелой энергетикой.
И, конечно, от меня не ускользнуло то, что она пыталась скрыть от читателя - что выдающейся чемпионки и творца из нее не получилось. Все время чего-то не хватало. Ей не хватило огонька. Не того, от которого она прикуривала, а личностного внутреннего мотивирующего пламени. Она скорее хорошо вписалась бы в государственную структуру как единица системы, где нужны исполнители, а не яркие индивидуальности.