Больше рецензий
12 июня 2023 г. 17:13
133
4 "— А я тебя знаю. Ты — рисуй. — (Это такое существительное, а не повелительная форма глагола.)"
РецензияКнига, написанная художницей. Книга - картина...
Очень необычное произведение, которое я прочла с интересом. Автор рассказывает о том, как вместе со своим однокурсником Володей она провела время, отведённое на преддипломную практику, на берегу Баренцева моря.
Необычность этой книги в том, что её написал человек, для которого более привычным способом запечатления происходящего является рисование. Однако и попытка облечь увиденное в слова автору тоже удалась.
Неспешное, ровное повествование. Текст словно бескрайний берег, на котором и глазу-то не за что уцепиться, однако глядеть на него не скучно.
Что-то есть, наверное, в этой голой выпуклой линии морского горизонта, в зигзагах черных водорослей на лиловом песке, в обнаженном в отлив морском дне, сплошь покрытом следами волн и чаек, что-то такое… что невозможно забыть. От чего трудно уехать.
Пишет Рыбачук не только о природе края. С большой любовью к традициям и образу жизни местного народа описывает она и ненцев. Отмечает, что их очень сложно было рисовать, поскольку заставить их просто сидеть без дела, не двигаясь, было невозможно. Женщины постоянно шьют или готовят еду, мужчины заняты своей работой. Здесь свои строгие порядки, продиктованные самой жизнью, и потому мудрые и всеми соблюдаемые. Вот небольшой, очень понравившийся мне отрывок из описания повседневной жизни женщин:
А если у собак, дремлющих в чуме в дождь или греющихся у чума на солнышке, уши вдруг становятся жесткими и острыми и они, заливаясь лаем, устремляются на ближний бугор, женщины не идут за ними на сопку смотреть, кто едет, — женщины принимаются готовить чай. Подкладывают в костер по одному коротенькому поленцу — ни одно поленце длиною в карандаш не должно сгореть зря.
Кто бы он ни был, путник, приближающийся к чуму, они знают — человек в пути промок, человек в пути замерз и устал.
Его согреет горячий чай и вид красных угольков костра, на которых стоят закопченные чайники, позванивающие начищенными крышками, обрадует вид костра, сложенного для него из поленцев длиною в карандаш.
Пока он молча будет пить чай и ставить чашку — будут наполнять ее, не задавая ни одного вопроса; когда он положит чашку в блюдечке набок, значит больше не нужно наливать дымящийся, крепко и свеже заваренный чай.
И теперь не станут задавать вопросов. Человеку дали тепло. В благодарность в ответ он должен ответить теплом — подарить рассказ о себе, подарить новости.
У него не спросят, сколько времени он будет жить в чуме, но, если увидят, что он собирается снова в путь, ему опять на дорогу подарят тепло — краснеющие угольки костра и чай: когда еще он сделает остановку — встретит другой чум или разложит костер сам…
Это край, где природа сурова, а людские сердца при этом теплы и открыты. Это место, где дети на школьных уроках рисуют кошку, хотя никто из них никогда не видел это животное. Это земля, живя на которой, мальчишки учатся управляться с арканом, как только у них хватает силёнок впервые поднять его от земли, а не волочить за собой. Ведь когда придёт время, им предстоят сложные испытания за право называться "не мальчиком, но юношей".
Мальчик должен показать, как он умеет стрелять в цель, бросать вращающийся в воздухе топор на дальность, ездить на оленях на определенную дистанцию с определенной скоростью и, самое трудное, в стаде, которое пастухи и собаки гонят прямо на него, поймать заданного оленя, если надо — догнать его, удержать и, брыкающегося, связать.
Если Вам по душе созерцательное чтение и знакомство с книгами, где события не спешат сменять друга, где много описаний природы и окружающего мира, смело читайте эту повесть.