Больше рецензий

13 июня 2023 г. 20:59

228

5 Спойлер Остроумный, искромётный и в то же время невероятно глубокий роман об одиночестве, смерти и утрате

Аннотация у романа довольно многообещающая. Главный герой Эндрю работает в муниципалитете и занимается регистрацией смертей и организацией похорон одиноких граждан, которых некому проводить и у которых в большинстве случаев нет средств на оплату расходов. Он ходит на работу, поддерживает с коллегами разговоры о семье и детях, добавляя что-то о своей жене, дочери и сыне, а затем возвращается домой и… Остаётся один в пустой, давно требующей ремонта квартире, слушает Эллу Фицджеральд и общается с незнакомцами на форуме любителей игрушечных железных дорог. Да, Эндрю придумал себе жизнь, в которой у него есть шикарный дом, любящая жена и двое детей, и поддерживает этот миф на работе, пока в его жизни не появляется новая коллега Пегги.
Я сначала решила, что это будет обычный роман о кризисе среднего возраста – герою около сорока, а он придумал себе семью, чтобы не отличаться от коллег. Однако чем дальше я читала, чем яснее понимала, что и персонаж, и его история сложнее. По маленьким деталям можно понять, что Эндрю не любит перемены: не покупал новую одежду последние десять лет, не делал в квартире ремонт, довольно трудно сходится с новыми людьми и не готов менять собственный распорядок дня. И если в начале он казался просто асоциальным интровертом, то уже к середине вызывал неподдельное сочувствие и понимание, становясь более сложным и многогранным. Ричард Роупер раскрывает это постепенно, слой за слоем. Сначала читатели узнаю, что у Эндрю сложные отношения с сестрой, затем – что он не любит песню Эллы Фицджеральд «Голубая луна», при любых звуках которой у него сразу же начинается паническая атака.
Конечно, опытный читатель поймёт, что с этой песней, скорее всего, связаны какие-то неприятные воспоминания. Однако до последних глав романа я думала, что такое сильное влияние на эмоциональное состояние Эндрю оказали смерть матери и запутанные отношения со старшей сестрой Селли, которая настолько увлеклась поисками себя, что оставила своего брата в одиночку помогать больной матери и справляться с жизненными трудностями. Эта версия поддерживалась и нежеланием Эндрю разговаривать с сестрой дольше необходимого, и неприязнью мужа Селли к Эндрю. Только сюжет оказался более непредсказуемым: Эндрю потерял возлюбленную. Вот так роман о кризисе среднего возраста превратился в историю о невозможности принять смерть близкого человека и смириться с чувством утраты.
Только прочитав главу, в которой Эндрю рассказал свою историю Пегги, я недоумевала: неужели человек может настолько впасть в отрицание, что выдумает себе целую жизнь ради соответствия общественным стандартам? Но сейчас, пока пишу этот отзыв, я осознаю: дело не в общественных стандартах. Эндрю не мог смириться с гибелью Дианы, потому что это была ещё одна утрата в его жизни. Он потерял отца, будучи ребёнком. Его сестра ушла из дома, когда он был подростком, а мать умерла, едва он окончил школу. Вернувшаяся сестра вновь его покинула, потому что не могла быть долго на одном месте. В итоге Диана и длительные отношения с ней стали для Эндрю чем-то постоянным, нерушимым и важным – стабильностью, которую он ценил и, несомненно, любил, как и саму Диану. Смерть возлюбленной и разрушение стабильности на долгие годы ввергли его в состояние отрицания, непринятия.
После того как читатель узнаёт истинную причину такого поведения главного героя, Эндрю и его привычки выглядят совсем иначе. Он уже не асоциальный интроверт, неспособный принять новшества. Он человек с разбитым сердцем, борющийся с горем и пытающийся сохранить то, что для него важно и ценно, сохранить время, в которое он был счастлив. Отсюда и нежелание покупать новую одежду, и отсутствие ремонта в квартире, которую он когда-то делил с Дианой. И неготовность знакомиться с новыми людьми, ведь это влечёт за собой рассказ о своей жизни и чувствах, а как о них рассказать, если ты сам принять их не можешь? Кстати, страх Эндрю перед новыми знакомствами или встречей с друзьями с форума выглядит гораздо логичнее и понятнее к концу романа: если не знакомиться, то не придётся расставаться, то есть переживать очередную утрату. Для разбитого и сломленного Эндрю это своего рода безопасность.
"Как не умереть в одиночестве" о том, как боль и потеря могут на долгие годы сломить человека. Но важно, конечно, не это. Через Эндрю автор как бы говорит всем читателям: никогда не поздно двигаться дальше. Спустя десятилетие Эндрю всё-таки признал своё горе и сделал несмелые шаги навстречу новой жизни – отчасти благодаря своей работе, отчасти благодаря Пегги. И такая развязка дарит надежду на то, что никогда не поздно двигаться дальше, что жизнь можно изменить, главное набраться смелости и сил. Незавершенность романа становится органичным окончанием истории. Эндрю начинает новую жизнь без чёткого плана, прыгая в неизвестность, полную новых событий, эмоций и неопределённости, что автор и подчёркивает открытым финалом. Важно не то, что описанный жизненный период закончился, а то, что новый - начинается.