Больше рецензий

23 июля 2023 г. 16:58

2K

4 «Умей радоваться тому, что имеешь. Не вечно же унывать». (с)

⠀⠀⠀Сложно было устоять перед очередным произведением Ти Джей Клуна, чья книга — «Дом в лазурном море» — сильно увлекла меня и очаровала. Поэтому, даже не думая, принялась за его книгу «Под шепчущей дверью». Возможно, такая поспешность является ключевой проблемой (конкретно для меня): стоило сделать небольшую паузу, причём желательно в несколько месяцев, чтобы впечатление о первой книге улеглось. Несмотря на то что книга «Под шепчущей дверью» тоже во многом удивительна и прекрасна, она оставила более слабое впечатление. В сравнении с первой книгой сразу замечаешь знакомые лекала и шаблоны, и поэтому возникают вопросы — почему так похоже? Обо всём по порядку.
Сюжет, задумка и персонажи:
⠀⠀⠀В очередной раз перед нами офисный планктон Уоллес Прайс, который ни с кем не общался и ни к кому не привязывался. Да и зачем? У него работа всегда во главе всего. Такой пустой и блеклый — в жизни не обратили бы внимание на угрюмого и жестокого человека. У этого планктона свои правила жизни, и во многом они будут отвратительны. Но в один день Уоллес умирает — неожиданно и даже в радость для многих вокруг. Он попадает в промежуточный пункт, где ему предстоит узнать, что на самом деле представляют собой жизнь и смерть. Будет сложно принять факт смерти, но Уоллес пройдёт путь от блеклого планктон до человека, который начинает ценить жизнь, хоть и после смерти. Неожиданные открытия после смерти, знакомство с удивительными людьми и призраками, жестокие правила, заставляющие бросить вызов Руководителю.
«В этой истории исследуются жизнь и любовь, равно как потеря и горе. Речь здесь идет о разных видах смерти — тихой смерти, внезапной смерти, самоубийстве. Пожалуйста, читайте с осторожностью».
⠀⠀⠀Н ачну с хорошего: книга действительно интересная и даже познавательная. В плане тем и рассуждений книга кажется более взрослой и серьёзной, чем «Дом в лазурном море». Разговоры о смерти и о жизни могут быть триггерными (о чём автор предупреждает), при этом они довольно мягкие и одновременно сложные. Многие вопросы, волнующие нас, поднимаются в этой книге. Что, например, зацепило меня: рассуждения о жизни и смерти в целом (довольно классно показано в контексте сюжета), о выборе, о маленьких радостях, о потерях и т.д. Всё это заставляет задуматься — за это и ценю Т.Д. Клуна и его творчество. Кроме того, он смог создать интересный мир, который привлекает и увлекает своим устройством и правилами. Например, диалог с Руководителем — круто! Стилистически Клун остаётся на высоте — короткие, но смешные диалоги (и часто познавательные), глубокие рассуждения, психологизм и поддержание интриги.
«Происходит то, что ты прожил жизнь. Ты делал, что делал, а теперь она закончилась. По крайней мере, часть её. И когда ты будешь готов уйти отсюда, я отведу тебя к Хьюго. И он всё тебе объяснит».
⠀⠀⠀Далее, сюжет довольно простой: офисный планктон, у которого не было ценности жизнь, умирает, и после смерти познаёт вкус жизни. Начинает ценить, хотя немного опоздал. Тем не менее этот сюжет будет показателен — надо научиться ценить жизнь во время жизни, а не после (что бы там ни было). Но в истории есть предсказуемость, и она возникает не потому, что всё так просто устроено. Проблема в том, что автор использует удачные шаблоны (причём свои собственные). Можно сделать много параллелей (об этом позже), можно угадать некоторые события (например, по поводу близости героев), можно догадаться, что произойдёт в конце (всё же Клун любит счастливые финалы). Использовать собственные шаблоны не так плохо: если они были удачными, то почему нет? Но я не вижу чего-то нового в этой книге (кроме сюжета и уровня серьёзности тем) по сравнению с его прошлой. Возможно, плохо, когда ты подряд читаешь книги со схожими образами персонажей и концепциями развития сюжета. Возможно, пауза между книгами исправила бы ситуацию, но сейчас я пытаюсь найти оправдание своему впечатлению.
«— У меня есть выбор?
— В жизни? Всегда.
— А в смерти?
Она пожала плечами:
— Смерть немного более… регламентирована. Но это ради твоей же пользы».
⠀⠀⠀Первая параллель — Уоллес («Под шепчущей дверью») и Линус («Дом в Лазурном море»). Перед нами образы неприятного человека, к которым сразу появляется антипатия. Первый отличается тем, что он истеричный самодур, а Линус — пассивная амёба. Так или иначе потерянные в рутине люди, которые не познали жизнь. Только если Линус смог раскрыться в жизни (т.к. всё же он жив), то Уоллес — уже после смерти. Следующая параллель заключается в том, что они проходят одинаковый путь принятия: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. У кого-то более выраженные стадии: например, у Уоллеса это отрицание и гнев. Приходят они к одному концу — к принятию и пониманию собственной жизни. Они начинают её понимать и ценить. Благодаря этому случаются необыкновенные чудеса, всё же Клун, как видно, любит счастливые финалы.
«Уоллес Прайс был… определенно жив. А теперь уже нет. И, хоть убей, я не могу сказать, что это ужасно. Он не был хорошим человеком. Он был упрямым, легкомысленным и думал только о себе».
⠀⠀⠀Другая параллель — между Хьюго и Артуром. Слишком похожие образы: собранные, спокойные, успокаивающие, заботливые. Довольно комфортные образы, стоит признать. На месте Хьюго, например, можно было бы сойти с ума, видя, что творит Уоллес. На месте Артура можно было опасаться за детей рядом с Линусом, всё же он Инспектор. Эти образы больше всего похожи, чем Уоллес и Линус, у них есть отличия в развитии истории. У Хьюго и Артура практически всё одинаковое, кроме внешности и предыстории (причём у Артура более примечательная история). Следующая параллель — развитие романтических отношений. Ну слишком очевидно.
«— При жизни я этого не понимал. У меня имелись привилегии. Я вел привилегированное существование. У меня было все, чего, как мне казалось, я хотел, а теперь…
— А теперь все это улетучилось, и ты остался наедине с собой».
⠀⠀⠀Последняя параллель — более глобальная, касается развития сюжета. Композиция (структура) сюжета очень похожа. Уровни напряжения как будто распределены одинаково, интрига тоже появляется в схожих моментах. Поэтому возникает ощущение предсказуемости, т.к. вы это уже видели в другой книге, только в другой обёртке.
Выводы:
⠀⠀⠀Итого, книга хороша и очаровательна, но для меня она гораздо слабее, чем «Дом в Лазурном доме». Возможно, если бы я читала в другом порядке, всё бы сложилось иначе. Тем не менее что есть, то есть. Книга во многом повторяет знакомые шаблоны и концепции, слишком много параллелей, которые создают ощущение предсказуемости. После предсказуемости может потеряться интерес к книге, несмотря на то что в ней поднимаются очень важные темы, заставляющие задуматься. Рекомендую ли эту книгу к прочтению? Скорее да, чем нет. В книге много удивительные и очаровательных моментов, много мягкости и заботы, он может окутать, даже с такими сложными темами. Но если вы уже читали «Дом в Лазурном море», то, возможно, сюжет покажется вам слишком знакомым.

Комментарии


После такой хорошей рецензии, наверно, всё-таки пора подступиться в автору, от которого почему-то пока успешно уворачиваюсь))).


Я тоже уворачивалась максимально)) но иногда стоит рискнуть


Соберусь, зажмурюсь, и каааак ... )))


Именно! Надеюсь, что понравится)

Спасибо за рецензию! Как раз дочитала "Дом в лазурном море" и кинулась смотреть, что ещё у автора есть за книги. Возможно, начала бы сразу эту читать.. Но повторений не хочется 😊 так что  попробую начать её через какое - то время благодаря вашему совету))

Спасибо за отзыв! Да, мне кажется, что лучше всего прочитать спустя какое-то время, иначе все станет предсказуемо понятным (кроме темы и задумки), а так вообще не хочется с этой книгой)