Больше рецензий

nevajnokto

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 апреля 2014 г. 18:25

841

5

В четыре года он написал свой первый концерт для клавира, настолько сложный, что не каждый виртуоз мог бы его исполнить. Он играл на клавире с закрытыми глазами, он мог играть на нем даже тогда, когда закрывали платком клавиатуру. В семь лет он написал свою первую симфонию, в двенадцать - первую оперу "Бастьен и Бастьена", в четырнадцать стал академиком Болонской академии, куда не принимали никого, моложе 26-ти лет. Гений, чья звезда ярко сияет на небосводе Особенных - это Моцарт! Именно о его жизни повествует Вейс в данном произведении.
Это больше исторический роман, чем биография. Автор переплетает между собой две линии - жизнь Моцарта и исторические события эпохи. Он не допустил ничего выдуманного, никаких собственных фантазий и дорисовок - только факты. Но это совсем не значит, что роман сух, не художественен и скучен. Отнюдь!
Роман - это яркое полотно, арена, на которой разворачивается бурная жизнь Гения. Жизнь, как вешняя река, разливающаяся из берегов, не вмещающая сама себя. А читатель - бумажный кораблик, гонимый свежими ветрами по волнам дворцовых интриг, захватывающих приключений, заговоров, лживых сплетен, душевных мук, взлетов до небес и жестоких падений. Были периоды, когда маленьким гением восхищалась знать всей Европы. Его приглашали во дворцы, где он свободно мог прогуливаться по зеркально-чистому паркету императорских апартаментов. Он мог острить, шутить с ее Величеством (эрцгерцогиня Мария-Антуанетта ), и это принималось весьма дружелюбно, с улыбкой и снисходительностью. Он покорял не только музыкой. Моцарт был Личностью, чем и привлекал весь высший свет Австрии, конечно же, этим самым притягивая к себе недобрый взгляд завистников и интриганов. Друзья Моцарта предупреждали об этом его отца, и вот что он пишет своей дочери в одном из писем:

Сальери и вся его свора опять попытаются перевернуть небо и землю. Душек сказал мне недавно, что против твоего брата плетется столько интриг, потому что его так уважают за его выдающийся талант и мастерство...

Среди всех этих мерзких сговоров и передряг Моцарт продолжал творить. Именно благодаря бесподобным произведениям он оставался неуязвимым до ядовитых вражеских стрел. Невозможно же отвергнуть истинный талант! Его невозможно истребить, изжить, его невозможно НЕ признать.
Моцарт мешал очень многим. Он уничтожал мелкие душонки, сам того не зная. Его талант, его гений словно веревка, обвивалась вокруг тщедушных шей, перекрывая кислород. Одним из самых низких и опасных врагов Моцарта считалась та часть знати, которой были ненавистны светлые умы - интеллектуалы. Их восхищали шуты, плясуньи, колдуны и чревовещатели. Весь Двор кишмя кишел такого рода людьми, и путь туда был закрыт для истинного Таланта.

Роман написан прекрасным слогом, без бугров и спотыканий, легкое скольжение по натертой до блеска, поверхности. Быт прописан замечательно, буквально задохнуться можно от восторга. Несмотря на точную историческую хронологию, книга полна эмоций, чувств, волнений. Читатель так и кружится в вихре стремительных событий, переживает, негодует, восхищается и наблюдает за тем, как Гений оставляет свой След в Истории, и не только музыки.
Советую!
П.С.А вы знали, что сын Моцарта Франц Ксавер Моцарт почти 30 лет прожил во Львове, организовал там хор и учил детей играть на фортепиано. К тому же, писал пьесы для фортепиано по мотивам украинских народных песен? И я не знала:)

Дальше...

картинка nevajnokto

Ветка комментариев


запомнил его наизусть с одного раза!


... и за сей акт "пиратства" ему спасибо, ибо "Miserere" - жемчужина, по мнению моих ушей.))


Моцарт гениален!
Вот только "Реквием" немного тяжеловат для моих ушей, но все равно упиваюсь)


Реквиуму законы жанра не позволяют быть лёгким.


"Реквием" с латинского переводится как "заупокойная месса", и одним только этим все сказано)


Именно.


Осспеди! Ну, кто-бы мог такое подумать!


Реквиуму

Реквиум это вам не аварием!


Пардон! Реквиум это вам не акварием!


В Вашем ухе тяжело не от "Реквиема", а от медведя, который на него (ухо) наступил.


Тут ваши комменты поудаляли.
Но неужели вы ожидали от комментариев обсуждения гармонических находок, нюансов оркестровки, особенностей туше и классической сонатной формы?
Сайтик-то книгочейский.


Ах да, я и забыл, что книгочеи полные пробки в музыке!


Как и многие музыканты, которые проводят с инструментом по восемь часов в день кроме нот почти ничего не читают.


С той лишь разницей, что музыкант это профессия, а чтение книг - неизжитый пережиток.
Да-а-а... Было время гулял я, когда-то и по "Матрсскому спуску" по оному "Жанны Лябурб"


А как же филологи? Для них как раз чтение и анализ книг - это профессия.


Действительно, филологов здесь достаточно. Но в литературе они понимают ещё меньше, чем музыканты.


…чтения и анализ книг — это профессия литературного критика и/или литературоведа. А профессия филолога — учёт лексико-фонетических единиц внутри текста…


Спасибо за ликбез.


…если я правильно (…т.е. верно…) понял (…а я на это не просто надеюсь, а как бы даже и уверен. И далеко не фигурально выражаясь…) логику того, что вы высказали (…именно высказали, а уж никак не «имели ввиду»…) дуэтом с охренетительно, то могу вследствие только лишь весьма горячо и категорично подобное утверждение поддержать: почти все музыканты, которые проводят (…иле не проводят — без разницы!..) с инструментом (…или за чтением, в том числе нот — совершенно не существенно!..) в день по восемь часов — полные пробки в музыке!..


Поняли меня вы совершенно неправильно.
Охринетительно писал, что обсуждение музыки на низком уровне, а я сказала, что сайт литературный, тут в основном книгочеи и им не нужно обсуждать музыку на уровне каденций и модуляций.
В то же время, музыканты, которые много играют, просто физически не имеют времени на чтение множества книг, соответственно, их литературные беседы тоже будут не на уровне выпускников филфака.
Я никаким боком не имела в виду, что музыканты, которые много занимаются, являются пробками в музыкальном плане. Невозможно быть профессиональным музыкантом, если не заниматься хотя бы четыре часа в день.


…полная фигня. Заниматься можно хоть до упаду и быть при этом на уровне подручного свадебного тамады. И что такое профессиональный музыкант? Ремесленник-сессионщик? Лучше уж пусть как Хендрикс ни одного базового упражнения сыграть не могут. Или как Хрисомаллис и Штробл с Масанори — нот не знают…


Конечно, можно заниматься, но от этого талант не нагулять.
Но я говорила больше о классических музыкантах. Просто технически невозможно исполнять Листа, например, не занимаясь часами.
Хорошие джазисты тоже обладают обалденной техникой, а без технических средств многие исполнительские задачи решить просто невозможно.
Чтобы играть на свадьбах, можно не заниматься вообще.


А какой смысл вы вкладываете в понятие "хороший музыкант"?
По-моему, мы вообще о разном говорим, надо с понятиями разобраться.
Но того же Моцарта, с которого тут всё началось, невозможно играть без музыкальной подготовки, хотя он не слишком техничен, в отличии от Шопена, например, но у него очень деликатное туше.
Вот моя преподаватель говорила: Моцарт, - это хрусталь, кружева, а не наркоманы на полянке.


…по результатам разрешения дихотомической дилеммы о том, на какой из каментов отвечать, могу сообщить следующее. Во-первых: бросайте притягательную, но чрезвычайно пагубную привычку вкладывать свои соображения в смысл чужих каментов. Определения хороший/плохой музыкант мной не употреблялись в принципе. Во-вторых: есть музыканты, а есть исполнители. И это — разные понятия. В-третьих: техничность и другая подобная лабуда, вроде беглости пальцев, полезна для музыканта примерно, как показательные строевые приёмы без оружия и с таковым для бойца армейского спецназа. В-четвёртых: возможно, ваш преподаватель и не в курсе, но ни личность композитора, ни его образ жизни, ни контингент конечных потребителей практически никак не влияет на художественно-историческую ценность муз-продукции. То, что вон-то и вот-это кому-то лично неприятно — вообще не аргумент…


Во-первых, пример выискивания тайных смыслов в чужих комментах подали мне вы.
Во-вторых, хороший исполнитель не может не быть музыкантом.
В-третьих, техника - это фундамент, она несамодостаточна, но без неё рухнет дом, возможно, вам знакомы люди, которые могут не занимаясь сыграть сходу "игру воды" Равеля, к примеру, в таком случае, по ним плачет красная книга.
В-четвёртых, при чём тут личная приязнь или неприязнь, если есть эпоха, люди, которые к ней принадлежат и отражение этой эпохи в произведениях искусства. Возьмите любой учебник по истории музыки и почитайте там об особенностях творчества венских классиков, может быть тогда для вас прояснится вопрос того, откуда растут ноги у некоторых исполнительских канонов.
В-пятых, складывается впечатление, что вы гораздо лучше разбираетесь в показательных строевых приёмах, чем в музыке.
В-шестых, многое, что мы тут понаписывали, не имеет уже никакого отношения к рецензии, в следствии чего, возникают сомнения в целесообразности дальнейшего обсуждения.


Можно быть музыкантом, не будучи исполнителем, композитором, например.
Можно так же быть музыковедом, они не исполнители.
Но в музыке теория без практики невозможна.
Спросите у музыковедов по сколько часов в день они играли, когда учились в консерватории.
И хороший музыковед на лекции будет собственноручно проигрывать музыкальные примеры.
Опять получилось два комментария и снова образуется дилемма.


…два камента в ответ на один, два раза подряд, с разными оттенками, за такой короткий временной промежуток — это уже не дилемма, а шизофрения. Уж не обижайтесь. Детсадовские нападки, в стиле: «А он первый! Нет — он первый! Ты чего-это? А ты чего?», работают в диалектике исключительно против применившего. То же относится и персонифицированным выпадам. Постарайтесь принять к сведению. Лучше — сделать выводы. Вы, по молодости своей, не можете, скорее всего, помнить безжалостные, бессмысленные и беспощадные холивары музфорума-точка-ру десятилетней давности. Но вот знаете, ваши каменты, аргументы и контрдоводы жутко напоминают о всех вещах родом оттуда. Вы тут, раз за разом, повторяете в качестве непреложной истины одну занятную псевдоидею. Внедрённую в вас проказниками-учителями или самоприобретённую — не суть. О том, что техника исполнения должна — обязана просто! — довлеть и в императиве руководить музыкальной составляющей. Правда здесь некоторым образом присутствует: отточенные навыки зачастую способны вызвать искреннее восхищение. Но вот если очистить это ваше утверждение от шелухи профессионального пиетета, то несложно различить — подобная позиция в конце концов приведёт к весьма пошлой (…если не сказать грубее…) концепции: «сначала добейся, а затем критикуй». И вот вам главная ошибка. Музыка не может восприниматься как некий навык. В смысле, конечно, может. Вот только это — в корне не верно. Исполнение — да, в некоторой степени. Но не язык нот и гармоний. Давайте, я приведу максимально отождествляемый пример и сделаю из него очевидный вывод? Давайте. Умение извлекать звуки из музыкальных инструментов сродни умению говорить на любом языке общения. Но, заметьте, научиться грамотно и красиво говорить (…и даже — писать…) на любом языке вполне можно и совсем без репетиторов и учебников. Главное — иметь регулярный доступ к местам, где данный язык постоянно звучит вслух и употребляется. В том числе и в письменном виде. Но, даже если вы в совершенстве владеете всеми приёмами разговорной речи и изысками литературного письма на, к примеру, фарси, никому в здравом уме и в голову не придёт назвать вас персидским поэтом или писателем. Потому как, умение читать тексты вслух, пусть с идеальной декламацией, по ролям и с мимикой вашего лица, далеко не означает, что вы их, тексты, в состоянии писать. И, кстати — да, непосредственное звучание музыки всегда отвлекает на себя большую часть внимания слушателя. Конечному потребителю, в его основной массе, глубоко безразлично с помощью чего скульптор создавал новую статую; сколько времени и сил потратил кулинар на приготовление съедобного изыска; каков численно-качественный состав Брянского филармонического оркестра. Ему, потребителю (…и не имеет значения — ценитель он, профессионал или обыватель…), важно чувство внутреннего услаждения. Каким образом и с какими усилиями оно возникает — всегда вторично. Как минимум. Люди эгоцентричны на физиологическом уровне. Те, кто утверждает обратное — лгут. Либо от незнания и нежелания к осознания, либо, и с этим, к сожалению, ничего не поделать, сознательно. Имея при том личную выгоду…


Да где я писала, что нужна только техника, я говорила, что она позволяет решать определённые задачи. Нет диапазона, пожалуйста, можно и без него стать эстрадной звездой и при том вполне талантливой, но опера, например, уже недоступна. Я же сказала, что техничности недостаточно для того, чтоб быть музыкантом хорошим, но в некоторых жанрах она необходима. Но из ваших ответов следует... Хотя ладно, диагнозы тут ставите вы, оставлю свои мысли при себе.


Произведение действительно гениальное и красивейшее.