Больше рецензий

4 октября 2023 г. 19:00

251

Представители неопозитивистской школы восхищают своей безусловной, даже несколько сектантской преданностью своим взглядам, однако

со времен Средних веков более никогда не проявлялась такая вера и такое уважение к логике (Ю.М. Бохенский)

С одной стороны, неопозитивизм преодолевает губительное распространение крайнего субъективизма и релятивизма, но с другой отмахивается от важнейших проблем, стоящих перед человеком, находящимся один на один с враждебной вселенной: морали, религии, и т.п.

1. Логический позитивизм пытается привести язык философии в соответствие требованиям, которые он выдвигает к эмпирической науке.
В "Преодолении метафизики логическим анализом языка" 1931 Карнап подвергает критике концепцию Хайдеггера, сформулированную в работе "Что такое метафизика" 1929.
Главная критика: Непроясненность языка и противоречивость рассуждений.

2. Карнап о корректном языке: Слово имеет значение, только если оно

сводится к другим словам и, наконец, к словам в так называемых предложениях наблюдения

Т.е. смысл предложения находится в методе его верификации, и в итоге говорить оно должно лишь об эмпирических фактах:

О чем нельзя говорить, о том следует молчать (Витгенштейн)

Карнап о псевдопредложениях метафизики:

условие верификации не может быть выполнено ко многим словам, встречающимся в метафизике "Бог" "Бытие" и т.д., а значит, о них бессмысленно рассуждать
3. Не все слова могут быть сведены к словам, значения которых дано непосредственно в опыте.
Например: Бог всемогущ- истинно, если Бог всемогущ, ложно, если не всемогущ.
Предложение сказок так же не может быть верифицировано, они
противоречат не логике, а только опыту: они осмысленны, хоть и ложны, т.е. они могут быть верифицированы

по Карнапу. Это не совсем верно. Выдуманные истории не могут быть ложными или верными в реальном мире, таким образом предложения сказки или вымысла должны обладать смыслом, хоть они не могут быть верифицированы.

4. Квантор существования (обозначение: ∃exists , читается: «существует...» или «найдётся...») по Карнапу не может являться предикатом. Но в русском языке допустимо выражение "Зубной феи не существует", где "существует" выступает предикатом.
Отсутствие референта в реальном мире не может быть препятствием осмысленности выражения. Предложения являются осмысленными, если они воспринимаются как осмысленные.

Комментарии


Позитивизм в его радикальных формах (как у Карнапа) необходимо побивать справедливой критикой.

Соглашаясь по большей части со всем написанным, хочется дополнить, что если для привеженца позитивизма в сферу опыта входят только материальные объекты в обыденном смысле, оказывающие непосредственное воздействие на органы чувств, то позитивист приравнивает человека к животному, ограниченному в своём поведении инстинктами и чувственной данностью.

Первичный же опыт человека, включая самих позитивистов (?), заключается во всём том, что представители этого течения по собственному недоразумению исключают из сферы знания как нерелевантное, бессмысленное и т. д.

И если бы это направление было действительно логичным (когерентным), то им бы пришлось исключить свою позитивитсткость из сферы той самой эмпирической данности, которую можно испытать примитивной сверкой (верификация).

Учение крайне несостоятельное. Бессвязное внутри и шаткое в своей основе.

Хорошо, что есть люди, которые это замечают буквально с порога и пишут правильные комментарии.