Больше рецензий

30 октября 2023 г. 18:56

120

4.5 Город и мир

Замечательное по своему построению и содержанию произведение - поэма в прозе, где главное действующее лицо - город, столица Португалии. Лиссабон не похож ни на один другой город. Автор старается показать это отличительное, с помощью романтического взгляда, но уже более остро акцентируя внимание на социальных моментах, на реальности, используя широту взгляда, фон всемирной истории. Неоднократно он вспоминает столицы мира - Рим, Афины, Париж... При этом непременно упоминает чем славны эти города, что изобрели, какой вклад во всемирную историю внесли. Так, Рим - основоположник права, Афины сотворили скульптуру, Париж изобрел революцию. Но это не все, что вспоминает и приводит автор. Он умеет сравнивать и проводить аналогии. Так, город - это место мысли и речи. Рим создал правосудие, потому и пал. Афины обоготворили плоть, поэтому свиньи марают развалины этого прекрасного города. Иерусалим распял душу, поэтому голодные псы воют в безмолвии вечного города. Мыслить - значит, страдать. Именно поэтому современный автору Париж не избежал той раны, что мучила более древние города. Суеверия, предрассудки, заблуждения - все это наносит неизлечимую рану душе. Ноги в грязи, крылья тянутся к свету. Поэтому - и вспышки гнева, и пороки, и предательства, и обиды, и неверье, и зависть, и борьба... Безликий город, наполнен всеми чувствами человеческими. Тем не менее, автор утверждает, что Лиссабон лишен этих пороков, т.к. разумен, осторожен и опаслив. Он не хочет светить и думать, чтоб не пришлось бороться и страдать. Он ощущает себя полнокровным, изобильным, одетым в сияние. Ему нечего сеять, поэтому, в отличие от трудящихся в поте лица Парижа, Лондона, Нью-Йорка, Берлина, он дремлет. Тем не менее, порою он все ж таки выступает могильщиком душ.

Так чем же занят Лиссабон? Как ни странно, он ест. Он не создает, он движется. И в религии он прост. А в политике подражает Санчо Пансо. У него нет отваги для служения идеалу, нет плаксивой робости, а героизма не более, чем у меча в ножнах. У него нет характеров. Для него не характерна лихорадка индустрий и спекуляций, отсутствует мечтательность и созерцательность. Среди того что он ищет – магию в театре, а также голых женщин, драгоценных камней, золота, золота , и вновь голых женщин и снова золота. А ночью он бесстрастен, печален, будто раскаяние в жизни. И вот – раскрытие всей сути жизни от первого этажа до последнего и совсем наверху, что под крышей. Каждый этаж – свои причуды, характеристики. А над всем этим – безмятежная синь.

Жизнь в этом городе течет медленно. Здесь сочетаются и роскошество, и материальность, и здравый смысл, и сочувствие. Оказывается, если Лиссабон сердится, он пускается в политику. Но больше всего он любит … - грязниться! Для этого самое лучшее время – время карнавала. Он преображается. Он забывает все и обо всем. Ему ничего не надо. Только б свободно вывалятся в грязи, вернуться к своей исконной материи. Да, это город, который уважает чистоту, но обожает грязь. Поэтому этот город – пристанище ветра. И этот вдохновленный город лечит все недуги.

Так что же создал Лиссабон в противовес всем упомянутым столицам? Фадо. Что ж это такое? Сложно объяснить. Это смысл эссе. В нем есть от «Фатума», рока. С финальной сценой в больнице или тюрьме, на фоне погребального савана. То есть, печальная песня о тяготах жизни?

Те, у кого есть душа, не ищут света его глаз. Те, у кого есть сердце, не ищут ласки его рук.

Автор желает мир Лиссабону. Что ж, это хорошее пожелание. Важное. Но автор желает своему любимому, красивому городу бездушие, чтобы он отказался от наличия души. Может, в этом есть смысл? Город бездушен, холоден своей бездушностью и спокойствием. Нет души – нет и душевных мук, подвижности, мятежности и боли. Что ж, может , стоит согласиться с автором. Пусть город сохраняет свою бездушную индивидуальность.

прочитано в Литературном турнире - 3 и в "Игре в классики".