Больше рецензий
21 ноября 2023 г. 21:02
569
5 ВО ИСКУПЛЕНИЕ ЗЛОДЕЯНИЙ
РецензияРоман колумбийца Хуана Габриэля Васкеса «Нетленный прах» («La forma de las ruinas») понравится всем тем, кому интересна тема влияния политики на общественное сознание, тем, кого интригуют тёмные пятна истории 20-го века, кто не ленится размышлять и делать собственные выводы, проводя параллели с трагическими случаями в разных странах мира уже в современных реалиях. Книга не просто понравилась, она произвела на меня сильное впечатление. Каждый раз, продолжая чтение, задавался вопросом, к какому же жанру лучше всего отнести это произведение, пока не нашел в интернете интервью Васкеса колумбийскому журналу «Arcadia», где он высказался так: «Нетленный прах» — безусловно, самая трудная задача, с которой я сталкивался как писатель. Частично это связано со всем, что роман пытается сделать одновременно: это автобиография, историческое исследование, криминальный роман, теория заговора, размышление о том, что мы собой представляем как страна... Мне пришлось написать 26 разных версий, чтобы найти ту, которая лучше всего подходит для книги. Вернее, ту, которая смогла собрать всё в одном сюжете». Одним из главных героев является сам автор, рассказывающий обо всём от первого лица. Реально существующие люди, факты и события, в том числе из личной жизни, не говоря уже о подлинных документах, относящихся к прошлому или настоящему – ты машинально перестаёшь воспринимать текст как художественный вымысел. Дело случая знакомит нас с эксцентричным Карлосом Карбальо, буквально одержимым идеями конспирологических заговоров, в том числе и в двух самых громких убийствах в истории Колумбии. Речь идёт о невероятно популярных в стране людях, обожаемых, но и ненавидимых многими, генерале Рафаэле Урибе Урибе, лидере Либеральной партии, сенаторе Республики и ветеране четырёх гражданских войн и Хорхе Эльесере Гайтане, адвокате, «умудрившемся с самых низов подняться к вершинам политики и призванного спасти Колумбию от её собственных беспощадных элит, блистательном ораторе, сумевшем в своих речах соединить несоединимые идеи Маркса и Муссолини». Оба были застрелены в Боготе средь бела дня, соответственно, в октябре 1914-го и апреле 1948-го. Последнее событие спровоцировало жестокое кровопролитное восстание, получившее название «Боготасо» — «народные протесты перевернули город вверх дном, рассаженные на крышах снайперы стреляли беспорядочно и бессмысленно, и страна на несколько лет оказалась в состоянии войны». Неоднозначные обстоятельства смерти этих двух людей и станут несущей конструкцией романа. Автор мастерски озадачивает нас дилеммой: как мы воспринимаем историю – «как некий продукт, случайно возникший из бесконечной цепи иррациональных деяний, непредсказуемых совпадений и непредвиденных поступков» либо как продукт конспирологии, где мир предстаёт сценой, где всё обусловлено неким скрытым замыслом, «где мечутся тени, где движутся невидимые руки, где за всем следят внимательные глаза, где по углам слышится приглушённый шёпот»? Как и Васкес, я не склонен во всех трагических событиях искать заговор, но то, что мы здесь обнаруживаем — «такую плотную паутину интриг, фальсификаций, лжи и вопиющего аморализма» — убивает весь скептицизм наповал. От негодования у меня всё бурлило и клокотало внутри. Не выходит из головы и ещё один персонаж (тоже реально существовавший), за судьбу которого во время чтения я переживал больше всего – Марко Тулио Ансола, 23-летний парень, адвокат, протеже убитого Урибе Урибе, по просьбе семьи начавший собственное расследование и через несколько лет бросивший вызов всей Системе, в которой «бесчеловечное или ужасное в конце концов превращается в самое что ни на есть нормальное, желанное и даже достойное похвалы». Многие критики называют Васкеса наследником Маркеса – не знаком, к сожалению, с творчеством классика, поэтому не могу сказать, насколько это обоснованно, но то, что Хуану Габриэлю Васкесу удалось написать БОЛЬШОЙ РОМАН, совершенно точно. Роман, по его же словам, «во искупление злодеяний, которые [он] хоть и не совершил, но унаследовал». Похоже, на одного поклонника у него стало больше.