Больше рецензий
15 декабря 2023 г. 14:24
317
3 Утомительный курс космической физики и механики для начинающих
РецензияРоман начинается с обещанной в аннотации катастрофы, обрекшей Землю на гибель: неизвестный «агент» разбивает Луну на семь больших осколков. Осколки остаются на орбите Земли, первое время никак не влияя на жизнь на планете (никаких катаклизмов не будет), но вскоре становится ясно, что процесс разрушения Луны не закончен - новообразованные спутники сталкиваются между собой, дробятся на более мелкие части, некоторые из которых падают на Землю, приводя к разрушениям и человеческим жертвам, а примерно через два года, по расчётам учёных, должен начаться метеоритный дождь, который продлится тысячи лет и уничтожит всё живое на Земле.
Я не буду комментировать сюжет - независимо от того реалистично выглядит происходящее или нет, автор подробно всё обосновывает, так что можно считать, что сюжетных проблем у романа нет (художественная литература всё-таки допускает определённые принимаемые на веру условности, когда они оправданы и логично выстроены). Хотя, признаюсь, у меня есть несколько очень серьёзных вопросов к евгеническим практикам в романе, сохранности техники и программного обеспечения спустя пять тысяч лет жизни на космической станции, возможностям ремонта в таких условиях, отсутствию языкового барьера между не взаимодействующими те же пять тысяч лет народами и уникально хорошей исторической памяти людей будущего. Да и вопрос пропитания оставшегося в живых человечества для меня остался не до конца ясным, хотя и здесь автор обоснование вроде как дал.
Как бы там ни было, для меня главной проблемой «Семиевия» стало то, что роман скучный донельзя. Огромное количество объёмных технических описаний может и обосновывает всё, что можно обосновать, но уже к середине романа ужасно утомляет. Техническая информация, по ощущениям, занимает большую часть книги. Прибавьте сюда ещё и то, что объём у романа немалый. Может быть, будь «Семиевие» покороче, оно воспринималось бы лучше.
Структурно роман поделён на три части: первая охватывает период с разрушения Луны до момента перед началом метеоритного дождя, вторая - метеоритный дождь и несколько последующих лет на космической станции-«ковчеге» (точнее две недели после метеоритного дождя и скачок во времени на три года вперёд), третья - возвращение генно-модифицированных потомков прежнего человечества на Землю тысячи лет спустя.
То есть первые две части рассказывают об одних и тех же людях, а потом - хоба! - прошло пять тысяч лет.
Персонажи. Персонажей в «Семиевии» много, и все они блёклые. Они не картонные, нельзя сказать, что Нил Стивенсон совсем не умеет прописывать персонажей, но они не запоминаются. В какой-то достаточно ранний момент повествования я даже поймала себя на мысли, что двух главных женских персонажей можно было и в одного объединить - я не увидела между ними принципиальной разницы.
Почти все герои не простые смертные, а известные учёные или бывалые космонавты - и в текущих условиях это правильно и логично, но забавно, что каждый второй из них «ботаник» в классических для таких персонажей очках в оправе. Что это, если не стереотип?
Русская космонавтка (или как там правильно называть женщин-космонавтов?) с обычным и современным русским именем Фёкла - стереотип ничуть не хуже. Красивая, но мужиковатая лесбиянка с боевыми навыками, постоянно холодным выражением лица и серьёзным характером.
Вообще со всеми русскими в романе странное дело: все очень серьёзные, очень профессиональные, грубоватые и варятся в своём соку - т.е. стараются вращаться в компании других русских, максимально избегая людей других национальностей. Я прямо почувствовала, как от русских образца 2015 года (год издания романа) веет советским наследием. Так, по-моему, советских людей изображали в западной литературе, когда не пытались их совсем уж откровенно демонизировать.
Репрезентация разных наций в романе меня просто в принципе не особо впечатлила, хотя и чего-то прям плохого на этот счёт сказать не могу. Так-то это как раз тот случай, когда персонажи должны быть очень расово разнообразными.
Выведение женщин на первый план истории в первых двух частях романа выглядело странно (хотя, судя по оценкам книге от других читателей, это очень субъективное впечатление): женщин в космосе меньше, автор говорит это прямым текстом, но на них делается ставка во всех сферах. Самый важный по итогу учёный - женщина, руководитель службы безопасности/полиции - женщина, руководитель станции - женщина (но в какой-то момент руководителем был мужчина), руководители «колоний» после разлада - женщины. Мужчины при этом, видимо, решили в сторону со словами «дерзайте, девушки» отойти.
Если что, мужчины на высоких должностях тоже отметились в сюжете, но с самого начала чувствуется, что эти персонажи не из числа важных (кроме, разве что, одного мужчины - хотя он сильно потерял в значимости после «переезда» с ещё не погибшей Земли на станцию).
От женщин на главных ролях, как и от репрезентации, осталось странное чувство: явного перекоса, вроде, и нет, много и мужчин и женщин, вполне реалистично обставлено, но что-то не то.
Место персонажей в романе где-то на обочине истории. Зачастую читатель не увидит никакой реакции от персонажей на важные и, по идее, эмоционально тяжёлые моменты. Земля погибла? Все уже свыклись с тем, что так будет, всем нормально. Я и сама не очень эмоциональный человек, но мне как-то дико, что ни один персонаж не поплакал над погибшей Землёй и, на-минуточку, смертью всех, кого он(а) знал(а) и любил(а). Максимум, найдётся несколько строчек про то, как кто-нибудь вспомнил - взгрустнул, но решил(а) об этом больше не думать. Такая реакция тоже имеет место быть в реальной жизни - стойкие люди всё ещё существуют. Но не все же такие. Вводить в сюжет так много персонажей, но наделять их абсолютно одинаковыми реакциями и чувствами, как минимум, странно.
Другой момент сюжета: случилась авария, и погибли члены экипажа космической станции. Сцена аварии пропущена, реакции нет, эти события упоминаются ретроспективно.
Персонажам плевать на то, что кто-то умирает, даже если они этого человека лично знали, и мне, как читателю, в итоге тоже. Оно и понятно: если эта смерть не трогает персонажей, то почему она должна трогать меня? Для меня это даже не человек в полной мере - имя, профессия и, возможно, пара черт внешности, всё. Были в романе сцены смертей, на которых я не могла вспомнить - погибший персонаж вообще участвовал в предыдущих сценах, хотя бы говорил что-нибудь, или это его первое появление?
Автор часто опускает эмоциональные моменты, вместо них добавляя краткий курс физики или механики. И, на самом деле, «на короткой дистанции» это воспринималось нормально, но, чем дальше продвигается сюжет, тем меньше за технической литературой видны люди. Люди по итогу не важны - они просто детальки некоего механизма. Некоторые из них порой «ломаются» и это нормально, здесь не о чем переживать.
Поврежденный топливный стержень по меркам Старой Земли означал бы серьезную катастрофу, случись это на наземном реакторе. Здесь это было достаточно неприятно и уже повлекло за собой гибель нескольких человек.
И правда неприятно.
Она знала, что *** мёртв - но не чувствовала. И не почувствует, пока один кризис непрерывно сменяется другим.
Да, я зацензурила имя погибшего - вдруг для кого-то это страшный спойлер. Суть не в имени, а в реакции на смерть человека. Она почти всегда такая. У всех. Я вовсе не ожидала от «Семиевия» космической мелодрамы, но было бы неплохо увидеть персонажей, у которых есть какие-то чувства.
Чтобы не соврать: на смерть именно этого персонажа реакция всё-таки последует. Это будет паника. Длительностью ровно в один абзац.
В третьей части романа помимо технических характеристик каждого встречного прибора имеется всеобъемлющее описание мира. Здорово, что Нил Стивенсон так тщательно всё продумал, но это всё же перебор. Уйма ненужных для сюжета описаний занимает больше места, чем, собственно, сюжет.
Подведу итог.
Плюсы:
+ Масштабность.
+ Очень хорошо проработанны техническая сторона вопроса и мир будущего.
+ Сам стиль написания, в отрыве от описываемых событий, вполне приятный.
Минусы:
- Скучно и нудно.
- Очень безэмоциональные персонажи, находящиеся на едином для всех уровне эмпатичности.
- Нет баланса между технической информацией и художественной. Технической заметно больше.
Итог. Вряд ли возможно уместить события такого масштаба в меньший объём текста, но объём совершенно не играет роману на руку. То, что поначалу воспринимается, как хорошее научное (а может псевдонаучное, я не специалист) обоснование, уже к середине читается ну чисто как учебник, а разные герои, за редким исключением, медленно, но верно сливаются в единого персонажа-трансформера, потому что большинство из них ничем не выделяется среди остальных.
В принципе, могу рекомендовать любителям научной фантастики, но только тем, для кого развитие персонажей - необязательная часть художественного произведения.