Больше рецензий

-Nell-

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 января 2024 г. 17:42

134

3 ‘’Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!’’

Когда в первой части появилась взбалмошная и чересчур эмоциональная послушница доминиканского монастыря и пока все происходило, так сказать, в местном масштабе, то было даже забавно следить за жизнью правоверной католички за стенами монастыря на фоне религиозной реформы Кромвеля, захлестнувшей всю Англию. Но вторая книга вызвала полнейшее разочарование со всеми этими провидцами и пророчествами, невероятным нагромождением нереальных, неправдоподобных и искусственно приплетенных к рассказу событий, который прямо таки расползается во все стороны, теряя форму. А от метаморфоз, происходящих с душевно неуравновешенной сестрой Джоанной, прямо пестрит в глазах.
Помощь ближнему во всех ее проявлениях, школы при монастырях, богадельни и лазареты в самих монастырях и в близлежащих городах и селах, первоначальная необходимая медицинская помощь бедным и нуждающимся, регулярная раздача милостыни и еды - все эти действия Церкви и монастырей духовно поддерживали нищее и угнетаемое население, будучи его единственной опорой и надеждой, хоть как-то спасая от голода, холода и болезней. Но у религиозного фанатизма, превращающегося в безумие, связанное с сохранением ценой собственной жизни бесчисленных мощей и реликвий, подлинность которых часто вызывает глубочайшее сомнение, и служащих лишь обогащению Церкви и монастырей, как ее представителей на местах, заставляет усомниться в искренности религии вообще, вне зависимости от конфессии. Религия не объединяет, а разъединяет людей в зависимости от того, как и где они молятся. В Европе поднимает голову протестантизм, не признающий погрязших в пороках и жажде обогащения священников как посредников между Богом и людьми.
Книга прямо пропитана ностальгическими воспоминаниями по счастливым дням в монастыре. Нам современным людям эпохи прогресса и интернета трудно представить себе и умиляться молодыми женщинами, запертыми за стенами монастыря и проводящими дни напролет в молитвах и распевании псалмов. Правда Джоанне повезло, что в ее монастыре был редчайший в то время ткацкий станок и некоторое время, всего 3 часа в день, пока был свет, она с другими сестрами ткала великолепные гобелены, приносящие доход монастырю и удовлетворение их создательницам. Но теперь эти счастливые дни позади и бывшая послушница выброшена за борт привычных монастырских будней и с головой окунается в бурную и нестабильную действительность противостояния короля Генриха и ортодоксального католичества. Вот здесь перед нами и предстает проблемная и противоречивая героиня. Порывистая и импульсивная, презирающая опасность и преграды, лишенная чувства самосохранения, прямая как линейка моралистка, вознесшаяся над всей этой праздной суетой, брезгливо кривя губы в пренебрежительной улыбке. Все у нее вызывает отвращение, презрение и злобу, все недостойно ее, лишь она чиста и справедлива, ее побуждения честны и возвышенны. Все остальные, кто не придерживается старой веры или пытается строить новую жизнь на этом огнеопасном вулкане, во что Генрих превратил свое королевство, не достойны ее признания и внимания, являясь неполноценными людьми и их место внизу, в грязи и в пыли. Странный образец Невесты Христовой, полной неуемной гордыни и духа противоречия, и начисто лишенной покорности и смирения как подобало бы служительнице Божьей обители.
Лично меня не переставали раздражать безудержные восхваления ордена доминиканцев как покровителей искусства и литературы. Напомню, что доминиканский орден был специально основан для проповеднический деятельности на юге Франции во время борьбы с катарами, и благословившего французского короля на истребление собственного народа. Этот так восторженно восхваляемый покровитель всего прекрасного по искаженному пониманию фанатичной и экзальтированной почти монашки, породил из своих недр таких чудовищ как Торквемада - свирепый основатель и руководитель испанской инквизиции или проповедующий ненависть флорентийский Савонарола. Вообще инквизиция, созданная еще до рождения Джоанны, опиралась на доминиканский орден и это она первая начала сжигать книги и людей. Просто не верится , что автор выбрала полнейшее и тенденциозное умалчивание этих страшных фактов. Это инквизиция ввела цензуру и списки еретических книг, запрещала людям говорить то , что они думают, а по ходу дела и вообще думать. А героиня как раз-таки не из таких: говорит, то что думает, а по большей части и не подумав. Конечно в Англии инквизиция потеряла свою силу после раскола с католичеством, но устав ордена всегда был очень жестким и глубоко идеологизированным. Просто удивительно, как в тоталитарном режиме доминиканского ордена появилась и выжила такая вольнолюбивая католичка-доминиканка , две вещи несовместные.
Самое поразительное, что предки автора гугеноты, покинувшие Францию после отмены Людовиком XIV Нантского эдикта своего деда Генриха IV, провозгласившего свободу вероисповедания. Откуда такое безудержное славословие «Domini canes», псов католицизма, несших смерть и разрушение? За предков не обидно?
А вот фраза «Неукротимая ненависть короля к Церкви» не совсем корректна. У Генриха по большому счету не было проблем с католицизмом, да и с Папой проблемы возникли лишь после его отказа благословить развод с Екатериной Арагонской. Тогда Генрих обиделся и послал Папу подальше, объявив себя главой Англиканской Церкви. Теперь не надо было платить налоги Риму, а это было очень кстати для пустой королевской казны. Атеист Кромвель очень быстро и ловко убедил Генриха, что богатейшие католические монастыри как бельмо на глазу у прозябающего в нищете народа и из этих богатств можно черпать до бесконечности средства для казны и возможно уменьшить бремя налогов, чего, как и следовало ожидать, не произошло. Мучимый жаждой жениться и заиметь для пущей безопасности еще одного наследника, король уже давно не думал и не заботился о своем несчастном народе.
Ведомая ненавистью к королю Генриху героиня узнает, что при успехе ее миссии Англия практически перестанет существовать, и после урезания территорий в пользу Шотландии и Франции фактически утратит свою самостоятельность и превратится в протекторат Габсбургов. Но даже это не останавливает нашу поборницу и защитницу католической веры. По ее определению это отдаться на волю судьбы.
Все, что касается исторических личностей и подлинных событий той страшной эпохи, бесспорно интересно и даже вызывало желание порыться и почитать дополнительно. Так что исторически претензий к автору нет, а сцены казней описаны очень образно и сильно. И вообще надо отдать должное богатейшей фантазии автора, закрутившей такую невероятную карусель событий. Скучно точно не будет, но очень утомляет, а от персонажей первой величины в истории Англии, которыми Джоанна, сама являющаяся королевской родственницей, так ловко жонглирует, аж глаза на лоб лезут. Так что сказать, что потратила время зря ни в коем случае нельзя, хотя большую часть книги чувствовала злость и раздражение. Я думаю, что читать об этой эпохе предпочтительно романы Филиппы Грегори или Элисон Уэйр, а о Кромвеле, так Хилари Мантел. История всегда раскрашена во множество цветов и красок, она многослойна и неоднозначна, чего нельзя сказать о данной книге. Из цветов есть только два: белый и черный, и потому выкрашенные одной моно-краской герои, плоски и как раз таки однозначны. Их внутренний мир и его глубина определяются их религиозными взглядами и предпочтениями и суд главной героини беспощаден и бесповоротен. В итоге от книги попахивает лицемерием и ханжеством. Если в первой части я пыталась оправдать неспешность и неторопливость повествования, то как раз-таки во второй части вихрь событий просто сметает все на своем пути. Крайности никогда не доводят до добра. А детективом здесь и не пахнет.