Больше рецензий
1 февраля 2024 г. 11:31
10K
4.5 "Холод снаружи и пламя внутри"
РецензияВо время страшной вьюги, где-то на краю Земли (штат Аляска) трое взрослых людей ищут маленького мальчика. Снег застит глаза, ничего не видно уже на расстоянии вытянутой руки, холод стоит невыносимый, любые следы мгновенно заметает вьюга, выжить в таких условиях невозможно, так что времени очень мало. Надо поторопиться. И каждый торопиться успеть своё. Потому что не все трое хотят найти мальчика.
Дебютный роман современной французской писательницы Мари Вентрас «Метель». История, где «холод снаружи и пламя внутри».
Роман представляет собой короткие главы от первого лица, где действующие лица сменяют друг друга. Героев на самом деле больше, чем трое, и каждый мысленно рассуждает о каком-то коротком эпизоде событий прошлого или настоящего. Поэтому быстро разобраться кто есть кто, кто кому кем приходится, почему вообще так вышло, что ребенок потерялся в метель, быстро не получится. Писательница не торопиться открывать все карты, кажется, что у каждого героя в руках ниточка, и следуя за каждой из них, из противоположных концов, читатель в итоге окажется в центре, где все нити сошлись и завязались в узел. Где читателя ждет фатальная развязка, жестокая и справедливая одновременно. Вообще финал довольно спорный, на мой взгляд. С одной стороны, слишком уж все хорошо закончилось, гладко, вот прямо самый идеальный из возможных вариантов, с другой стороны, любой другой финал для этой книги и не подошел бы. Все на своем месте.
Несмотря на то, что книга тонкая, маленькая (каких-то 160 стр.), читала я ее долго, почти неделю. Не хотелось никуда торопиться, читалось медленно и размеренно. Но, конечно, можно проглотить махом, это уже дело ваше. Мне понравилась книга, хотя спустя время эмоции почти стерлись, в голове остались только сухие факты сюжета, а это значит она не оставила во мне какого-то глубокого следа. С другой стороны, кто сказал, что она должна была этот след оставлять?
В интервью издательству Поляндрия Мари Вентрас говорит: «Мне потребовалось некоторое время, чтобы понять, что метель будет пятым персонажем в книге. И самым сильным, который препятствует любому бегству и заставляет персонажей двигаться вперёд внутри себя. То, что превосходит нас, заставляет нас превзойти самих себя». Мне очень понравилась эта мысль. Метель заставляет людей двигаться внутри себя и заставляет в итоге превзойти самих себя. Внешняя сила, которая не дает убежать, запирает внутри те мысли, воспоминания, фрагменты прошлого, которые хотелось забыть, от которых хотелось сбежать и с которыми прямо сейчас приходится столкнуться лицом к лицу.
Интервью, кстати, интересное. Я вот для себя добавила в лонг лист «Трейлерпарк» Рассела Бэнкса и «Английское завещание» Джонатана Коу. Оказывается, «Метель» создавалась с отсылками к их форме письма (а я впервые слышу эти названия).
Советую книгу всем любителям современной прозы, тем, кто ценит эстетику оформления (роскошное!) и хочет в маленьком формате найти большую историю.