Больше рецензий

BelJust

Эксперт

по лени и унынию

22 февраля 2024 г. 09:13

7K

2 Всё будет хорошо, нужно только верить.

А я вот не поверила в эту историю совершенно. Данный роман повествует о семействе Обри, члены которого отличаются одарённостью и эксцентричностью, а ещё абсолютно фантастическим умением убегать от реальности и отсутствием критического мышления. Отец семейства, Пирс — талантливый писатель и весьма харизматичный человек, который спускает всё заработанное (а также тащит из дома всё, что можно продать) на бирже, ему совершенно безразлично, что завтра будут есть его дети, к жене он вроде хорошо относится, но без адюльтеров тоже не обходится. Мать семейства, Клэр, в юности была подающей надежды пианисткой, но вышла замуж по большой любви (и с тех пор на мужа разве что не молится), оставила всякие карьерные амбиции, но сосредоточилась на музыкальном образовании детей, пусть хотя бы они достигнут богатства, славы и почета. Меня она ужасно раздражала.

спойлер

Не верю, что адекватный человек, оставшись с детьми без средств к существованию, будет благостно размышлять о том, что муж, конечно, сбежал, но как же хорошо, что сбежал не с пустыми карманами и явно что-то захватил из дома.

свернуть

Старшая дочь, Корделия — в некотором смысле изгой в семье и единственный персонаж, которого я понимаю. Ей не хочется жить в вечной нищите, но так как способ выбраться, по словам матери, только один, то она отчаянно цепляется за музыку и возможную карьеру в этой сфере, не имея предрасположенности. Семья, конечно, активно обсуждает, какая же Корделия — дура (с). Серьёзно, там едва ли не каждое взаимодействие сопровождается скрытой или открытой насмешкой, на словах, конечно, описывается и дружеское взаимодействие между сиблингами, но крайне скупо. И, вероятно, Корделия в этой семье чувствовала себя человеком второго сорта. Одобрение отца получить по умолчанию невозможно, он смотрит сквозь детей, а одобрение матери тесно сплетено с музыкой, поэтому пусть не талантом, но упорством нужно взять эту вершину. Следующие по старшинству близнецы Мэри и Роуз. От лица Роуз ведётся повествование. И отца она почти так же безмерно идеализирует, как, впрочем, и остальное семейство, и на любые невзгоды широко закрывает глаза, уверяя, что всё будет хорошо, потому что именно так работает реальный мир.

спойлер

Например, когда отец собирается героически отправиться в тюрьму, бросив семью выживать как-нибудь самостоятельно, Роуз едва ли не плачет от восхищения.

свернуть

Мэри — бледный призрак, всегда существует где-то на периферии, характер описан в трёх предложениях. Сначала близнецы воспринимаются как единое целое, но после Мэри ощущается просто как лишний персонаж с ограниченным количеством реплик. Самый младший — Ричард Куин. Всеобщий очаровательный любимец, наделённый множеством талантов. Больше и сказать-то про него нечего.

Повествование очень размеренное, такая тягучая повседневность с кучей повторов того, какой папа замечательный, мама — наивная, Корделия — дура и так далее. При этом оно построенно так, будто Роуз из будущего, взрослой жизни, рассказывает о прошлом, из-за чего меня настиг довольно странный эффект: в начале романа дети кажутся слишком взрослыми, потому что рассказывает взрослый с позиции прожитых лет, а к финалу — слишком детьми, потому что ничего не поменялось, ни в мышлении, ни в характерах, и о минувших годах догадываешься только благодаря упоминаниям о подготовке к поступлению в консерваторию или о школьных успехах Ричарда Куина, например. Конечно, семейная сага не предполагает особенных приключений или динамики, но тут совсем тоскливо, а отсутствие ярких, интересных характеров окончательно вгоняет в уныние. За персонажами просто неинтересно наблюдать, потому что они реагирует на любые неприятности с таким неправдоподобным восторженным оптимизмом, что не удаётся воспринимать их как живых людей. Они не переживают, автор подстелит им соломы в любом случае, так почему читатель должен воспринимать это серьёзно?

Забавно, что Клэр говорит, будто музыка помогала детям воспринимать невзгоды легче, именно она обеспечила их необычный взгляд на мир. Но это нигде не показано. Для Корделии — это средство выбраться из бедности, но её и исключают из семейного круга одарённых. Мэри играет, как ангел, но это один раз в конце проговаривают, и вроде действительно привязана к искусству не как слушатель, но как исполнитель, однако эта тема не раскрыта. Ричард Куин развлекается и по возможности избегает матушкиных уроков и серьёзных занятий. А Роуз один раз уже в сознательном возрасте задумалась, что для неё музыка (всё остальное время: уроки матери — необходимый труд, в дальнейшем путь к славе), и тут же захотела сбежать, так что выглядит типичной жертвой родительских амбиций.

Мне очень интересно, как сложится дальнейшая жизнь Корделии, но нет никакого желания продираться через слащавую веру в лучшее остальных.


Книга прочитана в рамках "Killwish".