Больше рецензий
11 марта 2024 г. 14:47
217
3 Магистр рока
Рецензия«Я не хочу стать какой-нибудь рок-звездой, я стану легендой»
Фредди Меркьюри.
Такие личности рождаются раз в сто лет, а иногда и того реже. Обычно жизнь их бывает коротка, что мы уже не раз видели на примере многих известных актеров, певцов или поэтов, но личность Фредди Меркьюри выбивается из упомянутого пантеона богов мировой поп-культуры тем, что о нем до сих пор с жаром спорят и говорят. Дескать, он был гомосексуалистом, употреблял кокаин, закатывал секс-вечеринки и не считал денег, разбрасываясь ими как резанной бумагой. Подобные слухи, конечно же, тиражирует и «желтая» пресса, требующая горячих сенсаций как вампир крови, и очередной новостной таблоид, пытающийся на прахе и костях покойного поднять свой рейтинг.
Случается, что кричащие заголовки не рождаются на пустом месте, потому что сама величина того или иного артиста способствует тому, чтобы вокруг него и о нем все судачили, пытаясь разыскать в чужом белье сокрытые от чужих глаз факты, события, имена и фамилии с той лишь целью, чтобы впоследствии вывалить целый ушат помоев на попавшую под обстрел звезду, совершившую столь необдуманный и роковой шаг. История помнит немало случаев, когда газетчики и репортеры били исподтишка и растирали в порошок величавую репутацию див и королей эстрады. Нам достаточно вспомнить Майкла Джексона, на которого и после смерти не перестали вешать обидные ярлыки.
Все это так, но в нашем случае фигура Фредди Меркьюри выглядит исключением, потому что даже по прошествии тридцати лет со дня его смерти эксцентричный, шокирующий и захватывающий образ отвязного шоумена и главного фронтмена рок-группы «Queen» так и не подчинился течению наступившей эпохи, где масс-медиа в тандеме с крупными инсайдами готовы забрасывать нечистотами и низвергать с престолов некогда заметных герцогов или баронесс музыкальной тусовки. Как известно, ветер времен сдувает с великих пыль истории, и вот тогда становится понятным, кто и что из себя пытался показать.
Такие акулы пера, например, как Рик Скай, всегда будут стараться ухватить посмертный крик певца и выехать за его счет на прилавки книжных издательств. Здесь ничего нового не произошло, потому что заветная книжка в мягкой обложке для русского читателя 90-ых годов больше напоминает сборник журнальных статей, нежели серьезное биографическое исследование. Аннотация кричит, мол, впервые (!) на русском языке, не проходите мимо, читайте и внимайте! Внимать, собственно, чему? Вполне возможно, что нам предлагают прочесть весьма поверхностную историю про то, как группа шла к славе, во время которой Фредди Меркьюри жил гулянками, пьянками и оргиями.
Казалось бы, ну и что с того? В то время большинство рокеров жило примерно также, поэтому здесь уже и не пахнет какими-то откровениями, если не считать огромного числа слухов, недомолвок, сплетен и россказней о шальных половых связях и гомосексуальных наклонностях Меркьюри. Рик Скай считает, что его опыта общения с выдающимся музыкантом вполне хватает для того, чтобы с пылу и жару выдавать читателям скабрезную информацию с таким видом, будто бы все вышенаписанное является истиной в последней инстанции. Кто-то с краю сказал, что Фредди спал с барменом? Значит, так оно и есть! Продюсер лишь отделался намеком? Точно правда!
Что тут скажешь? Мертвые сраму не имут, да и ответить им из могилы уже трудновато. При жизни солист группы «Queen» пай-мальчиком не был, это очевидно, но сам певец никогда напрямую о своей ориентации не заикался. Как и подобает шоумену, закатывающему невероятные концерты, он вел умелую игру с публикой, пытаясь ее шокировать настолько, насколько это вообще было возможно. Не подумайте, что я сейчас выступаю в роли адвоката Фредди, до этого еще далеко, но мне кажется, что подобные книжки не должны акцентировать или заострять внимание лишь на этом. Хотя и о музыке здесь было сказано немало…
Если отринуть показания очевидцев, друзей и продюсеров, сыгравших в жизни Меркьюри явно не последнюю роль, где все они так или иначе затрагивают влияние на музыканта гей-клубов и ночных вечеринок в Нью-Йорке или Мюнхене, то вся работа Рика Ская сведется к сухому информативному тексту, пусть и написанному с немалой долей уважения. Автору бы следовало и дальше говорить о судьбах и жизнях всех музыкантов, связанных, например, с разнообразными гастролями (когда на сцене творилась музыкальная история), но, к большому сожалению, журналист не удержался и стал добавлять в этакую посмертную эпитафию жгучего перца.
Мотивация Рика Ская абсолютно понятна, ведь на тот момент прошел лишь какой-то год после кончины певца, вот и рискнула акула пера сыграть на этом факторе, когда можно первым написать якобы честную биографию, которая на поверку сильно смахивает на бульварные заголовки. Нет, конечно, здесь есть и любопытные эпизоды, где в подробностях говорится о дуэте Меркьюри с именитыми артистами, легендарном выступлении на «Уэмбли» или первых стадиях формирования «Queen», когда молодые ребята еще начинали идти к олимпу, но все они приправлены нефиговой ложкой дегтя с «голубыми» пятнами, базирующихся на недоказанных зачастую недомолвках.
В остальном же, для ценителей и почитателей творчества «Queen» здесь будет мало что заметно, если те всерьез и подробно изучали биографию прославленной группы. Тот же Рик Скай называет Меркьюри магистром рока, скончавшегося по стечению обстоятельств так рано, но подарившего этому миру незабываемые композиции, которые и сейчас воспринимаются на слух свежо и задорно. Просто весь парадокс заключается в том, что нынче мы не имеем подобных исполинов, готовых сочетать и диско, и рок, и оперу, и техно в причудливые формы, способные вписать имена создателей в скрижали истории.
Да, конечно, никто не вечен, и порой сердце сжимается при мысли о том, что даже великие уходят внезапно. Их путь оканчивается по-разному, но покуда их слушают по всему миру, крутя знакомые хиты и шлягеры по радио, в интернете, в кино и театрах, то память людская еще долго сохранит в себе уважение к минувшим идолам прошедшего столетия. Что же касается подобных книг, то они, по всей видимости, будут сопровождать артистов как серая свита, держащаяся поодаль от царского трона, готового в любой миг осквернить его или приукрасить биографию короля различными небылицами. Нам же остается либо верить им, либо отмахиваться от них как от назойливых мух…
Итог: первая книга о Фредди Меркьюри в России, в которой автор затрагивает печально известные домыслы, слухи и непроверенные факты о случайных половых связях, употреблении наркотиков и разнузданном образе жизни певца. Между делом Рик Скай сопровождает все это нагромождение фактов временными связками и отрезками, выстраивая логическую цепь событий, начиная со смерти фронтмена (странно, но все же) и добираясь через десятки лет выступлений до последних дней лидера группы «Queen». Что ж, круг замкнулся, господа. Спектакль окончен, можно опустить занавес.