Больше рецензий
17 марта 2024 г. 10:37
212
5 Большой скандинавский роман
РецензияИз-за аварии отец Франка превращается в городского сумасшедшего, который погибает от рук хулиганов, после чего мать мальчика начинает медленно спиваться. Взрослый Франк старается отделить себя от семейного бэкграунда, становится филологом и начинает встречаться с Теей — девушкой из семьи, чей статус сейчас принято характеризовать трендовым словосочетанием «старые деньги». Они ждут ребёнка и кажется, что спокойная совместная жизнь, которая уж точно не пойдёт по печальному родительскому сценарию, как истина, где-то рядом. Только однажды Франк решает порыбачить и его относит в открытое море.
Пока сюжет сворачивает в сторону survival horror, Франк питается мидиями и яйцами диких птиц, родители девушки приходят к выводу, что бойфренд мёртв. Теа подозревает измену или ментальное расстройство, но смиряется с фактом исчезновения и как-то вовремя встречает почти забытую первую любовь. Когда Франк возвращается домой ровно в день рождения дочери, ему не рады, рассказу не верят и всё вокруг безвозвратно поменялось.
Датский писатель Кристиан Банг Фосс открыто сталкивает две классические противоположности — богатых и бедных. Это не выглядит вульгарно только потому, что различий между двумя семьями оказывается меньше, чем сходств. Все смертельно устали друг от друга и совершенно не против, если супруг/супруга и правда внезапно растворится в тумане Балтийского моря. Особенно, если последнее не кинет тень на репутацию, просочившись в коллектив на работе или в таблоиды — тут кому что важнее в зависимости от статуса.
С возвращением Франка роман возвращается в колею высокоэмоциональный семейной саги, где все говорят на повышенных тонах, любят хлопать дверьми и сутками спорить что Франк всё-таки сказал: Мён или Стевнсон. Высокий накал способна оттенить только природа — по-северному холодная и безжизненная. Когда под конец книга готова превратиться в скандинавский кровавый триллер, что-то человеческое перевешивает. Но это не счастливый конец, просто штиль на море.
Читая «Возвращение Франка» можно страница за страницей отмечать признаки большого романа. Семейная сага на фоне политический событий, несколько поколений, каждое из которых несчастливо по-своему, но нечто схожее всё-таки прослеживается, заодно автор не забывает больно кольнуть общество (капитализм, пластиковые селебрити и вот это всё). Ещё на ум приходит, конечно же, Франзен. Вот это уже может быть вульгарно, но что поделать, если это так же зло, актуально и про всех нас.