Больше рецензий
11 апреля 2024 г. 21:52
217
5 Так плохо, что уже хорошо.
Рецензия«Кровавый роман» - книга не совсем обычная. Ее создатель Йозеф Вахал собственноручно набрал текст в типографии, где работал: первый тираж насчитывал всего семнадцать копий. Да и планировал автор в начале просто некое литературное исследование страниц на 10-20. Они в последствии стали предисловием к роману.
Йозеф Вахал начинает свое произведение с размышлений о плохой и хорошей литературе. Можно ли упрекать «кровавые романы» в излишней жестокости если исторические хроники, к примеру, говорят о сотнях и тысячах убитых, а в произведениях данного жанра не всегда можно найти и десяток? Автор очень ироничен в своих суждениях и его размышления читаются легко и не принуждённо. По сути «Кровавый роман» — это что-то вроде эксперимента: Йозеф Вахал сокрушался, что многие истории, которые были отнесены к данному поджанру намеренно уничтожаются. Он собрал свою собственную коллекции подобной литературы, прочитал ее, переосмыслил и предлагает свое собственное творение, в которое он внес все характерные элементы этих произведений.
Для начала нужно объяснить неподготовленному читателю с чем мы имеем дело. Кровавыми романами называли в давнее время произведения для народа. Они не отличались изяществом форм, не поражали стилем или обилием метафор – их основной целью было развлекать простых людей. Издавались такие истории на плохой бумаге и представляли собой небольшие тетрадки с иллюстрациями. Если история пользовалась спросом, то авторы после первой тетради писали вторую, потом третью и т.д. Некоторые произведения разрастались просто до неприличных размеров!
Что же было в этих историях, что привлекало читателей? Там было всё! И было в огромных количествах: тут и любовь, и измены, и продажные монахи, и пираты с сокровищами, и потерянные наследники богатых династий и даже какие-то каннибалы на службе церкви. И вот все эти персонажи вывалятся на читателей буквально на первых нескольких страницах. Декорации меняются молниеносно: то мы в богатом дворце и подозреваем жену хозяина в измене, а в следующую минуту мы уже в лачуге каких-то мясников, которые занимаются копчением мяса (и этот продукт далеко не обычного происхождения), а потом по щелчку пальцев переносимся за сотни миль – там старый отец находит своего потерянного когда-то сына… И что поразительно персонажи этих историй иногда пересекаются, попадают с одной истории в другую: и читатель просто в шоке сидит и ждёт, что же ему еще предложит фантазия автора. А фантазия у писателей подобного жанра развита максимально!
Лично мне книга понравилась: это что-то похожее на фильмы Тарантино – непредсказуемо, порой жестоко, но при этом завораживает своей оригинальностью. Предугадать, что будет на следующей странице практически невозможно, события сменяются очень быстро, и читателю просто остается завороженно наблюдать за той дичью, которая твориться на страницах. Персонажей много, но я не советовала бы так уж зацикливаться на их запоминании – в этой истории доминируют события, картинки, развлечения зрителей, а не герои.
Еще раз следует подчеркнуть, что в этом романе не будет какого-то вычурного художественного стиля. Книга копирует произведения, которые писались максимально просто и порой даже примитивно: если желаете оценить язык и стиль автора, то вам явно не сюда. А вот если вы, вооружившись долей юмора, решили всё-таки посмотреть, что любили читать простые люди Чехии, какой аналог мексиканских сериалов развлекал этот народ в далекие годы – то вполне могу порекомендовать к прочтению. Скучать Вам точно не придется!