Больше рецензий
8 мая 2024 г. 05:47
92
3
РецензияНе очень ясно, для чего эта книга была написана. Кадаре занимает, зачем же в 1934 году после ареста Мандельштама Сталин звонит Пастернаку. Есть несколько свидетельств разговора, а именно 13, которые дают некую картину, придумывая детали: то ли Сталин хотел узнать, действительно ли М. такой важный писатель, что надо бы оставить его в живых, или Сталин хотел помучать П., дескать, ты можешь быть следующим, или П. сам поднял вопрос, а Сталин звонил не для этого? Ничто из этого не имеет смысла - что бы ни было в голове у диктатора, нам никогда не узнать, наверняка что-то противное.
Этот звонок - деталь условная. На самом деле это книга о литературе при диктатуре, поэтах и тиранах. Кадаре довелось учиться в Москве полстолетия назад, конечно, это был значительный опыт, в том числе довольно стрессовый, потому что при диктатуре никогда не знаешь, что будет завтра. Кадаре уже думал над этим в "Преемнике": Ходжа как-то по-особому мотнул головой, и тот, кто считал себя на коне и его преемником должен был понять, что ему намекают на то, чтобы наложить на себя руки. Здесь это затрагивается в одной из последних глав, где говорится о Сенеке и Нероне. Типа такая же мутная ситуация и здесь: как можно интерпретировать звонок Сталина? Но главный вопрос: а нужно ли?