Больше рецензий
22 мая 2024 г. 16:49
5K
5 "Что мертво - то мертво… от призраков прока нет"
РецензияСимона Сент-Джеймс стала для меня настоящим книжным открытием - вот уж не думала, что найду в детективном триллере что-то новое для себя. Но “Сломанные девочки” сумели доказать мне обратное.
Обычно среди детективных триллеров я выделяю для себя три основные категории: одни пытаются произвести впечатление на читателя обилием крови, жестокости и грязных подробностей, другие стремятся удивить неожиданным финалом, а третьи пугают читателя хитросплетенной головоломкой из сюжетных линий и подозреваемых.
Так вот, “Сломанные девочки” - это ни то, ни другое, ни третье. Потому что в этом романе есть то, чего так не хватает детективному жанру - души. К описываемым героям и ситуациям просто невозможно относиться равнодушно, всё, о чем рассказывает автор задевает вас за живое.
События в книге развиваются сразу в двух временных плоскостях - 50-е годы прошлого столетия и наши дни. Что ж, этот прием вошел в моду у авторов детективов уже давно, и, похоже, не собирается сдавать позиции. На мой взгляд, оно и к лучшему - я еще не встречала книги, которую удалось испортить эти методом.
Итак, в 2014 году журналистка Фиона Шеридан начинает собственное расследование убийства, произошедшего более полувека назад в закрытой ныне школе для девочек Айдлуайлд. Но при этом ее мысли вновь и вновь возвращаются к убийству ее родной сестры Деб, тело которой было найдено на поле для хоккея этой злополучной школы…
Эта сюжетная линия не отличается ничем особенным от многих подобных в других детективных романах, но, с другой стороны, она ничем им и не уступает. Что мне хочется отметить, так это поднятые автором важные темы. Первая - это опыт проживания горя родными и близкими жертвы.
Одно дело, когда человек умирает от тяжелого заболевания или происходит трагический несчастный случай или природная катастрофа. Никто не говорит, что в таком случае пережить утрату легче, но то, с чем сталкивается семья и друзья убитой жертвы, можно сравнить с персональным адом. Каково это, осознавать, что твоего близкого и родного человека лишили жизни со злым умыслом? Как продолжать жить, несмотря на вопиющую несправедливость и жестокость этой жизни? Твой родной человек гниет в могиле, а его убийца жив и здоров.
Вторая важная тема - это коррупция и взаимовыгодное укрывательство друг друга, которые цветут особенно буйным цветом в маленьких городках и поселениях. Если честно, тут я большой пессимист и не верю, что когда-нибудь удастся искоренить это зло. Но, по крайней мере, чем больше в нашем обществе будет таких людей как Фиона и Джейми, тем выше наши шансы на победу.
Вторая сюжетная линия, связанная со школой, украла мое сердечко. Дружба Кэти, Сони, Сесси и Роберты - невероятно вдохновляющая и трогательная история, от которой становится тепло Такие разные и совершенно непохожие друг на друга четыре девочки сумели найти убежище и опору даже в таком темном и мрачном месте как Айлдлуйалд.
Темной и мрачной эту школу-интернат я назвала вовсе не из-за неуютных коридоров и помещений, и даже не из-за обитающего там призрака. Нет, главный ужас Айдлуайлд-холла заключается в его узницах - тех самых “сломанных девочках”.
Сломанные девочки - это те, от кого отказались их собственные родители. Просто они стали слишком неудобными в своей собственной семье. Ведь изнасилованная дочь, или дочь, столкнувшаяся с психологической травмой, или незаконнорожденная дочь - это пятно на семейной репутации, от которого нужно непременно избавиться, спрятать, заставить исчезнуть. С глаз долой, как говорится…
Айдлуайлд был последней надеждой для родителей – сюда привозили тех, в ком разочаровались или кто слишком упорствовал в непослушании. Скрытая в лесах Вермонта, школа насчитывала всего 120 учениц: незаконнорожденных дочерей, дочерей от первого неудачного брака, дочерей служанок, дочерей иммигрантов, девочек, которые плохо себя вели и не хотели учиться.
Я не очень люблю, когда современные писатели сплошь и рядом обращаются к теме немецкого фашизма и концентрационных лагерей. Мне кажется, что зачастую это лишь дешевый способ спекуляции, дабы заработать себе дополнительные баллы от читателя, упомянув такой животрепещущий и не оставляющий никого равнодушным вопрос.
Однако у Симоны Сент-Джеймс получилось рассказать эту историю так искренне и чутко, что мне не хочется ни в чем ее упрекать.
Отдельным украшением романа является мистическая составляющая в виде призрака Мэри Хэнд, хотя я обычно терпеть не могу мистику в реалистичных детективах и триллерах.
Мэри Хэнд давно умерла и из могилы к тебе пришла. Будет плакать она и просить – не вздумай ее впустить!
Но на самом деле через Мэри Хэнд писательница как нельзя лучше передала мрачную и тяжелую атмосферу Айдлуайлда.
Айдлуайлд – древнее место, и страх здесь был древним.
Мэри Хэнд - это словно квинтэссенция наших самых кошмарных воспоминаний и самых затаенных страхов, которые мы усердно прячем на задворках памяти, но с которыми нам так или иначе, рано или поздно все равно придется встретиться…
– Эхо чего?
Роберта протянула руку и осторожно коснулась пальцем лба Фионы.
– Вот этого. И вот этого, – сказала она, указывая пальцем на ее сердце. – Именно поэтому ей удавалось всех нас пугать. Потому что нет ничего более страшного.
Забыла упомянуть еще один секретный ингредиент, который внес значительную лепту в мое эмоциональное восприятие этого романа и без которого он потерял бы значительную часть своего накала.. Несправедливость - вот что нас по-настоящему задевает за живое и не может оставить равнодушным. Лично я ненавижу несправедливость в любом ее проявлении так же сильно, как и “нацистских сук”.
Справедливости не существует, - сказал ей однажды Малкольм, - но мы все равно за нее боремся. Справедливость - это идеал, а не реальность.