Больше рецензий

8 июня 2024 г. 19:43

218

5 Спойлер Решение проблемы неопределенности понятия "традиция" через соотношение "традиционного" и "современного"

Американский социолог Шмуэль Ноах Эйзенштадт затронул важную для сегодняшнего дня проблему о традициях в своей научной статье "О неопределенности термина "традиция":
1. Сущность дефиниции "традиция". Как известно, абсолютно всё, что делает человек, противоречиво априори, потому не только в материальном аспекте, но и в аспекте философии существуют категории, которые парадоксальны в определении. Принято считать под "традицией" широкий комплекс статичных и постоянных символических значений, необходимых для общества, однако, как показывает практика, традицией можно считать и организационные механизмы динамических изменений социальной жизни. Два противоположных аспекта формируют сложное понятие, к описанию которого можно подойти по-разному: "Одно значение тесно увязывалось с такими выражениями, как «большая традиция» или «динамика традиций», и в них выделялись подвижность и творческое начало как важные компоненты традиции. Другое значение тесно связывалось с привычными употреблениями, относившимися к привычкам, обычаям...";
2. Соотношение "традиционного" и "современного". Классическое исследование данного феномена подходит к дефиниции "традиция" просто, черед противопоставление "традиционного" и "классического": "Этот принцип противопоставления современного и традиционного начал, вполне корректный в должных рамках, породил очень спорное понимание отношений между современными и традиционными элементами в процессе развития жизнестойкого современного общества". Традиционное общество является статичным с элементами патриархальности, религиозности, примитивности и низкого уровня грамотности, а современное общество, или общество модерна, является высокоразвитым, дифференцированным, урбанизированным и грамотным. Однако история показывает, насколько такое противопоставление ошибочно, ведь в том государстве, где загнивает институт семьи или политические институты, общество дезорганизовано и криминализовано, в той стране, где к власти приходят антитрадиционные элиты, общество их не принимает, потому радикалы меняют свой политический вектор, вынужденно опираясь на традиции. Итак, для того, чтобы решить проблему с дефиницией "традиция", нужно не противопоставлять первое с "модерном", а, наоборот, изучать через призму соотношения "традиционного" и "современного", только тогда можно получить наибольший научный эффект;
3. Новые вопросы от Шмуэля Ноаха Эйзенштадта. Автор научной статьи призывал к тому, чтобы переосмыслить понятие "традиция" через выше представленное соотношение, но при этом выдвинул следующие частные проблемные позиции, которые ученые должны решить, чтобы приблизиться к истине: во-первых, изучение внутренних и внешних факторов, способствующих и препятствующих динамическим изменениям в культурной системе общества; во-вторых, исследование общего характера воздействия актуальных перемен на традиционную систему; в-третьих, выявление реакции общества на новые условия через ценностно-смысловую сферу деятельности.