Больше рецензий

Introvertka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 июня 2024 г. 17:00

5K

3.5 Как превратить серьезный роман в пошлую бульварную прозу

Я отношусь к тем читателям, которые любят вначале ознакомиться с книгой, а уже затем посмотреть экранизацию. Но в этот раз всё получилось наоборот: идя в кинотеатр на “Последствия” несколько лет назад, я и не знала, что фильм снят по роману Ридиана Брука.

И, возможно, такой порядок оказался самым подходящим: думаю, что не захотела бы смотреть экранизацию после книги. И вообще, этот тот редкий случай, когда фильм кажется мне глубже, осмысленней и законченней, чем книга. Чудеса да и только!

Стоит отметить удачный выбор автора в подборе темы и временных рамок своего повествования: книг о войне много, и гораздо меньше тех, которые рассказывают о том, что было после войны. А на самом деле, это было не менее тяжелое и страшное время для всех - и для победителей, и для побежденных.

Сюжет книги разворачивается в послевоенной Германии, где лицом к лицу столкнутся два семейства, находящиеся по разные стороны баррикад. Английский полковник Льюис Морган получает пост губернатора в одном из немецких городов и наконец-то воссоединяется со своей женой и сыном. Им предстоит поселиться в реквизированном доме, принадлежащем немецкой семье - Любертам, состоящей из отца и дочери.

А дальше начинается самый банальнейший, скучнейший и пошлейший любовный треугольник, который нам преподносят под соусом “о боже мой, ты пробудил меня к жизни, с тобой я снова живу, я еще никогда ни с кем не был так близок” и прочая высокопарная сентиментальная дребедень.

В фильме же отношения Рейчел и Люберта выглядят на порядок достовернее и убедительнее, хотя бы потому что в них отражается подавляющее Рейчел чувство вины за гибель их с Льюисом старшего сына - и это очень жизненно и реалистично. А еще они планируют вместе будущее, и это показывает в какой-то мере серьезность их чувств и намерений. Есть в этом что-то искреннее.

А вот в романе вся интрижка выглядит сплошным недоразумением и откровенной пошлостью. Особенно, когда после интимных отношений с Любертом Рейчел начинает чувствовать притяжение к мужу. Наверное, мне как однолюбу никогда этого не понять.

Что по-настоящему интересно в этом романе, так это наблюдать за отношениями между победителями и побежденными. Тут мне пришла в голову мысль, что всегда, во всех войнах, конфликтах, переворотах и революциях больше всего страдает самый обычный и простой человек.

Конечно. Начали они. Начали, когда ловкий фокусник смешал в котле старые обиды и недовольства; начали со вскинутой руки и повязки на локте, с митингов и построенных дорог, с аплодисментов каждому изречению, с разгромленных магазинов, с взлетающих самолетов и сброшенных бомб. Начали они. Но где они теперь? Где та раса сверхлюдей, что пожирала континенты? Не эти же жалкие оборванцы, измученные доходяги, ковыляющие вдоль разбитых дорог?

Думаю, среди немецкого населения было много тех, кто в гробу в белых тапочках видал Гитлера, всех его приспешников и идеалогию превосходства арийской расы. Думаю, многие ненавидели существующий фашистский режим, его бесчеловечную жестокость и массовый геноцид. Но говорить об этом открыто значило подписать себе смертный приговор.

А потом, когда ненавистный режим был наконец свергнут, страх никуда не ушел: ведь вся их жизнь стала зависеть от листка бумаги, который подтверждал твою благонадежность и означал относительную свободу твоего будущего…

И нет, я не отрицаю существование такого понятия как коллективная вина, не считаю, что можно простить массовое истребление людей в концентрационных лагерях, издевательства и истязания. Просто иногда в погоне за отмщением и восстановлением справедливости можно потерять самое важное, то, что отличает тебя от врага, преступника, убийцы. Человечность.

– Думаете, англичане будут обращаться с вами лучше!
Урсула взглянула на русского:
– Да.
– Они не пережили того, что пережили мы, – сказал Кутов. Гордость того, кто пострадал больше всех, вышла наконец наружу.
– Есть вещи, которые даже война не оправдывает, полковник. Что бы вы ни пережили.

Из всех героев мне больше всего симпатизирует полковник Льюис. Добрый, справедливый, понимающий, умный, проницательный мужчина, который искренне желает помочь всем нуждающимся и построить на месте руин новый город, в котором главными принципами станут справедливость и милосердие.

Но куда теряются вся его проницательность и красноречие, когда он оказывается рядом со своей семьей? Ему трудно выразить свои мысли и чувства, а еще труднее проникнуть в душу своих родных. Является ли это неизбежной расплатой за все то время и все те усилия, которые он посвящает службе? Как мне кажется, да.

Мне нравится, что автор сумела в конце романа привнести новые черты в портрет Льюиса - и от этого его персонаж заиграл более яркими красками. Идеальных людей не существует, а наши недостатки и слабости зачастую делают нас человечнее и ближе к другим людям.

В чем книга откровенно проигрывает фильму - это финал истории. Мне показалось, что Ридиану Бруку просто надоело писать свой роман, и он быстренько свернул повествование, не удосужившись завершить основные сюжетные линии с чувством, толком и расстановкой.

В итоге концовка оставляет больше вопросов нежели ответов, и это сумбур привел к тому, что качество и глубина проработки персонажей очень сильно пострадали.

А ведь эта книга имела все шансы стать по-настоящему сильным и проникновенным романом. Но увы и ах.

Напоследок хочу поделиться одной цитатой, которая никогда не потеряет своей важности и актуальности.

Куда легче разрушать, чем строить: город, поднимавшийся тысячу лет, можно стереть с лица земли за день; жизнь человека – оборвать в долю секунды.

Давайте будем помнить об этом.