Больше рецензий
23 июня 2024 г. 16:00
292
4.5 Человек творит историю, или история — человека?
РецензияВроде бы вопрос простой, и ответ на него очевиден. Историю творим мы, люди. Однако это в глобальном смысле. Но какова степень значимости для истории отдельно взятой личности?
Может ли человек ворваться в исторический поток и заставить его русло повернуть в другую сторону, взбудоражить умы миллионов и повести за собой толпу? Достаточно ли для этого только его желания и определенного склада характера? Да и потом, ведь личность человека формируется и развивается не в вакууме, а под воздействием всё той же истории, финансовой и политической обстановки и т д. Значит ли это, что история сама готовит арену для знаковой личности, которая вот-вот проявит себя? Значит ли это, что человек — всего лишь один из множества винтиков в мощном необъятном механизме под названием «История»? Или всё же?..
На эту тему нам и предлагает поразмышлять Стивен Фрай. Какой была бы мировая история без Адольфа Гитлера? По какому пути пошла бы Германия, не окажись у её руля этот… безумец? Вопрос очень для меня интересный, хоть и далеко не новый.
Примерно на ту же тему фантазировал и Эрик-Эмманюэль Шмитт в романе «Другая судьба» (мой отзыв). Разница лишь в том, что у Шмитта Гитлер родился, но поступил-таки в Академию художеств, поэтому политические вопросы его нисколько не интересовали. А Фрай предлагает пофантазировать о мире, в котором рождения Гитлера не случилось вовсе. Эти книги не похожи друг на друга, как день и ночь, но обе хороши по-своему. Если же говорить о том, чья версия событий кажется мне более реалистичной, то я голосую за Фрая.
Теперь непосредственно о романе.
Он довольно неспешный, особенно в первой трети. Основные события начинают закручиваться только на 150-ой странице (из общих 550-ти). Фрай позволяет себе лирические и философские отступления, вроде бы не имеющие прямой связи с главной темой романа. Особенно в его первой трети. Например:
Не исключено, что детство лучше иметь несчастное, голодное и полное жестокостей. По крайней мере, оно научит тебя оценивать вещи по истинному их достоинству. Заставит до конца смаковать каждую выпавшую тебе капельку счастья. Нет, погоди, не может такого быть: страдание — травма, а стало быть — серьезная проблема. Нынче все так считают. Страдание травмирует человека, убивает наслаждение как таковое. Отупляет его, умерщвляет способность чувствовать, отдаляет от людей.
Учитывая, что Фрай замечательный, остроумный рассказчик, это плюс. Но тут дело вкуса. Если мне нравится авторский стиль и юмор, то я получаю удовольствие от книги, даже если в ней почти ничего не происходит. Взять к примеру «Колыбель для кошки» Курта Воннегута, где весь замес и вовсе начинается в последней трети, а я всё равно обожаю этот роман.
Я не случайно вспомнила сейчас Воннегута: есть у них с Фраем нечто общее. Например, чудаковатые герои, хотя у Фрая и в меньшей степени, чем у Воннегута. А ещё некоторая хаотичность повествования. Юмор — грубоватый, а моментами и пошловатый. Склонность шутить на грустные темы и называть вещи своими именами. Как и Воннегут, Фрай не каждому придётся по душе. Но если вам, как и мне, нравится Воннегут, то есть смысл обратить внимание и на Фрая.
Итак, альтернативная история. Если вы ждёте от книги детально проработанной исторической панорамы альтернативного мира, в котором нет Гитлера, то, боюсь, вас ждёт разочарование. Фрай рисует картину отдельными штрихами, освещая самые важные события и поворотные моменты. С другой стороны, данных автором вводных вполне достаточно, чтобы ярко представить себе, куда покатился и до чего докатился альтернативный мир. При этом роман не уходит в политические дебри, что для меня опять же плюс.
А если вы ждёте от «Как творить историю» темпоральную фантастику — тут точно мимо, несмотря на то, что некоторое перемещение во времени имеет место быть. Фрай явный интеллектуал, а не фантаст, поэтому от фантастической составляющей здесь только необходимый для сюжета минимум, который на научную обоснованность не претендует.
Зато достаточно внимания Фрай уделяет философской стороне вопроса. Да, мы все можем помечтать о том, как было бы здорово изменить прошлое в лучшую сторону. Но многие из нас действительно на это решились бы, предоставь нам кто-то такую возможность? Не думаю. Так что же способно толкнуть человека на столь отчаянный шаг?
Подводя итог, могу сказать, что «Как творить историю» — книга не совершенная. Однако это тот случай, когда мне совсем не хочется копаться в её недостатках. Не хочется их даже замечать. Поэтому ни один из них я вам не назову. :) Но сделаю одно предупреждение, которое может оказаться важным для некоторых читателей: в книге есть линия ЛГБТ. Для меня это не стало проблемой, тем более что никаких подробностей чьей бы то ни было сексуальной жизни здесь нет.
После «Мифов» и «Как творить историю» я могу с уверенностью заявить: Стивен Фрай — мой автор.
Ну и напоследок:
—Послушайте, Пип. В этой жизни ты — либо мышь, либо крыса. Иного не дано. Однако…
— Ну понятно, кому же охота быть крысой?
— Вы не даете мне закончить. Разница между ними состоит в том, что крыса творит добро или зло, изменяя то, что ее окружает, действуя. Мышь же творит добро или зло, не делая ничего, отказываясь вмешиваться. Кем хотите быть вы?
Комментарии
Лучшая книга для меня из прочитанных за прошлый год!
Спасибо за рецензию! Интересная параллель с Воннегутом, его я тоже весьма уважаю)), но как-то с Фраем не сравнивала.
Я только в этом году открыла для себя Фрая, прочитав его Мифы. Нуу и сразу же купила эту книгу и Теннисные мячики небес))
Параллель с Воннегутом пришла ко мне как-то внезапно. Это скорее что-то на уровне восприятия)) У обоих специфический, несколько пошловатый юмор, чудаковатые герои, неровный стиль повествования. Только у Фрая это всё проявляется в меньшей степени, как бы мягче. А у Воннегута прямо хардкор))
Я за Воннегута давно уже не бралась. Хотя и есть еще несколько нечитанных книг. А Фрая тоже недавно открыла для себя, прошлой осенью. И да, прямое попадание в любимые писатели)))
Я у Воннегута пока не так много прочитала, но записала его в любимые писатели после первой прочитанной книги. Бывает такое, что уже по первым страницам самой первой книги понимаешь - это мой автор)) Воннегут и Фрай - как раз такой случай. Жалко, что у Фрая, кроме Как творить историю и Теннисные мячики небес, уже сто лет ничего не переиздавали.