Больше рецензий

2 декабря 2014 г. 13:55

513

4.5

Всё началось с Джозефа Конрада и "Сердца тьмы". Точнее, с Фрэнсиса Форда Копполы и "Апокалипсиса сейчас". Точнее, с догадки - без которой можно было бы обойтись, не поленись я тогда почитать немного об истории создания фильма, - что хтонический ужас Вьетнамской войны, перенесенный на плёнку, - это, на самом деле, экранизация главной книги британского поляка о путешествии вверх по реке Конго в конце XIX века.

Осталось, правда, легкое недоумение: почему Конго? почему история о Тьме в человеке произошла именно там?

Вот эта книга все эти сомнения развеяла. "Тень короля Леопольда" - ярко и убедительно рассказанная история того, как бельгийский король Леопольд II с младых ногтей мечтал о большом предприятии, больших деньгах и свободе от чересчур провинциальной и демократичной родины; проще говоря - о колонии. И о том, какими изощренными и фантастическими путями получил в личное (!) пользование территорию размером с Западную Европу. И как стал миллиардером благодаря ее нещадной эксплуатации. И как сократил население Свободного Государства Конго за двадцать лет наполовину (а это, на секундочку, что-то около 10 миллионов человек). И как ее потерял благодаря первому правозащитному движению ХХ века. И как об этой трагедии и об этом движении все забыли.

Одно из главных достоинств книги - умение Хохшильда создавать яркие и запоминающиеся образы людей, вовлеченных в историю порабощения и борьбы за деколонизацию СГК: король Леопольд с его страстью к деньгам и размаху и полным отсутствием эмпатии; закомплексованный и глубоко несчастный садист, а по совместительству великий первопроходец сэр Генри Мортон Стэнли; фонтанирующий энергией Эдмунд Дин Морель, лидер движения за прекращение террора в Бельгийском Конго; рыцарь без страха и упрека (почти) Роджер Кэйсмент; живые и очень человечные в своих достоинствах и недостатках борцы с несправедливостью Вильям Шеппард и Джордж Вашингтон Вильямс; и бесконечная череда сбрендивших от неограниченной власти колонизаторов, которые и были теми самыми мистерами Курцами - все и каждый.

Главное достоинство, правда, легко переходит в главный недостаток: портреты получаются даже чересчур графическими. Кэйсмент, при всем моем огромном уважении к нему, был не таким уж безупречным (его личную жизнь Хохшильд затрагивает настолько аккуратно, насколько возможно в случае с человеком, который все сам задокументировал в предельно искреннем дневнике). Германофильские склонности Мореля, которые проявились в полную силу уже во время WWI, автор вообще обходит стороной. Все это, конечно, заставляет смотреть на отрицательных героев истории несколько снисходительней (мало ли какие из аргументов в их пользу Хохшильд не упомянул), но помогает им это слабо - что совой об пень, что пнем об сову, все равно хороших людей из них не выйдет.

Ну и отдельная глава посвящена Джозефу Конраду и его "Сердцу тьмы". Практически вся хтонь которой (сюрприз-сюрприз!) - случаи, задокументированные либо самим Конрадом в дневнике, либо обнародованные противниками Свободного Государства Конго, включая знаменитую ограду с насаженными на нее человеческими головами (так пожелал украсить свое жилище чиновник СГК Леон Ром), - а вовсе не психоаналитические заморочки автора.

Хотя самое страшное время в истории страны там не отражено - Конрад провел в Бельгийском Конго полгода в начале 1890х, за пять лет до каучуковой лихорадки, ради которой страну и превратят в один большой трудовой лагерь, около половины населения которого умрет из-за голода, болезней, издевательств, рабского труда, грабежей и рейдов колонизаторов, которые неизменно подчеркивали, что делают все ради великого дела Прогресса (если у вас возникли ассоциации с ГУЛАГом, поздравляю - они возникли и у меня, и у автора книги; но с советской темой автор обращается несколько менее аккуратно, чем хотелось бы).

В общем, Хохшильд успешно закрывает тему и с историческим контекстом "Сердца Тьмы", и с реальным видом "бремени белого человека", и с вопросом "почему в Африке все так плохо", и с кухней дипломатических интриг, и с кухней правозащитных движений, и - с тем, как мы обо всем этом забываем и смотрим на то же место как в первый раз.

Теперь можно и Конрада перечитать.

ps. открыл предисловие к Heart of Darkness, изданному Harper Collins в прошлом году. взялся за голову. нет, после этой книги большая часть филологических разборов повести явно отправится в разряд макулатуры.

Комментарии


Очень, очень интересно :)

Люблю Конрада! :)


Андрей, спасибо за книгу. Я сейчас читаю и с удовольствием :)