Больше рецензий
2 июля 2024 г. 03:04
186
4 Не столько про время, сколько про глобальную болезнь нашего общества.
РецензияШепард Блэйн работает в организации «Фишхук», занимающейся исследованием других планет путём отправки туда только сознания человека — в специальной машине. Однажды Блэйн находит на чужой планете странное розовое существо, и оно меняется с ним разумом для контакта. Но срабатывает таймер, и исследователя мгновенно отбрасывает в свою реальность, не дав возможности «безопасно вынуть флэшку» с памятью Розового из своей головы. Теперь он заражен инопланетным сознанием, а зараженные в «Фишхуке» бесследно исчезают. Шепард решается на побег, а корпорация отправляет за ним погоню. Вдобавок, внешний мир совсем не дружелюбен к таким «парапсихам» — не все на Земле обладают способностями к телекинезу или левитации, всё это пугает обычных людей и, вопреки технической революции, назревает новая «охота на ведьм». И бедолага Шепард внезапно оказывается в эпицентре этой войны.
Клиффорд Саймак, на мой взгляд, хоть и перенёс действие в будущее, тонко подметил плохой симптом нашего мира — даже если какая-то часть общества развивается быстрее и во благо для человечества, всегда есть целые сообщества, даже большинство, которые этот прогресс не хотят признавать и принимать, хотят, чтобы всё оставалось, как было. Не говоря уже о том, что где-то на андроидов искусственную человеческую кожу натягивают, а в странах третьего мира всё еще люди умирают от голода. Также, всегда найдутся воротилы бизнеса, которые любое благо для народа сделают эксклюзивным и доступным только для малой обеспеченной части населения, хотя, казалось бы, что может быть проще — поделись знанием во благо, объясни, что это хорошо, а не скрывай за семью печатями. Но корпорации все немножко «Umbrella» со своими тайнами и зомби/скелетами в шкафах, и скрывают многое даже от своих сотрудников.
Главный герой здесь — как мифический Прометей: огонь-знание он несёт людям, но не все люди готовы его принять. Не распяли, как Христа, и не сожгли, как ведьму — и на том спасибо — тупо не успели. В конце герои сделали то, что сделал бы любой трезвомыслящий человек в ситуации, когда его тотально не понимают и не принимают — собрали чемоданы и ушли, оставив злобных «инквизиторов» дальше гнить в их болоте.
Единственное, что мне не понравилось — это странная любовная линия Блэйна с женщиной, которую он видел от силы раза 3-4 по 5 минут. И вдруг в конце проявилось это яркое неземное чувство взаимного притяжения — да с чего бы? Я бы поверила в такое относительно мадам, с которой он половину книги катался — критические ситуации сближают и т.д. Можно было тогда вообще обойтись без этой романтики на 3 абзаца.
В целом, книга мне понравилась, сюжет не так однозначен и прост, как кажется, есть над чем подумать. Роман был издан впервые в 1961 г., а в 1962 г. уже получил премию «Хьюго», но темы, поднятые в нем, всё ещё актуальны, и проблемы до сих пор не решены, только углубились спустя 60 с лишним лет. К сожалению, нам с этой планеты пока деваться некуда.