Больше рецензий
12 июля 2024 г. 17:10
6K
4 Что еще прячут стены престижных школ?
РецензияКаюсь, и меня перед чтением нагоняло ощущение схожести книги с «Тайной историей», которую я сейчас тоже читаю в совместных чтениях. Школа-интернат, старые кирпичные здания кампуса, лес вокруг, убийство, когда мы вроде бы сразу знаем виновника — ассоциацию понять легко. Я даже боялась начинать эту книгу одновременно с Таррт, опасаясь наложения историй, и... к моему большому читательскому удовольствию, книги можно (даже нужно) не сравнивать. Поэтому оставляем Таррт прекрасное тарртово, а Маккай — ее собственную историю.
Боди Кейн — ведущая успешного подкаста про старлеток в Голливуде. В своей работе она дотошна и хороша, Боди раскапывает и рассказывает зачастую печальные и трагичные судьбы этих женщин. И, когда ее приглашают провести двухнедельный курс про подкасты в школе-интернате, которую она закончила двадцать лет назад, она легко соглашается. Чего Боди точно не ожидает — так это волны воспоминаний и рефлексии, которую принесут ей стены родной школы.
Больше двадцати лет назад одну из учениц, красивую и популярную Талию, находят в бассейне с пробитой головой. Вопросов в этом деле много. Например, почему Талия, участвующая в школьной постановке Камелота, сразу же после занавеса пошла в бассейн и переоделась в купальник? Почему не нашли само место убийства? Что за таинственные точки в ее ежедневнике? Впрочем, полиция почти сразу находит виновного — молодого тренера. Якобы он продавал наркотики в кампусе и мог встречаться с Талией, а убить ее из-за ссоры или вспышки агрессии.
Казалось бы, дело закрыто. Но даже двадцать лет спустя подкастеры продолжают рассказывать историю Талии, а форумы полнятся догадками. Одна из учениц Боди тоже решает рассказать в учебном подкасте эту историю, ведь она уверена, что полиция плохо справилась с расследованием и посадила не того. И так всё и начинается: воспоминания, которые никто никогда не складывал вместе, секреты, которые никогда не должны были выйти наружу...
Ироничным образом эта книга оказывается совсем не детективом. Она больше всего похожа на подкаст под знаменем хорошей литературы. Это ощущается в том, как почти 700 страниц Боди разговаривает отнюдь не с читателем — она разговаривает с человеком из своего прошлого. Чем больше вникаешь в дело, чем больше пытаешься докопаться до причин убийства Талии, тем больше погружаешься в рефлексию Боди. Когда-то она запихала свое прошлое на дальнюю полку, но старые раны не забыли о себе напомнить.
И хоть сейчас Боди успешна, обеспечена и совсем не похожа на ту полноватую, угрюмую, мрачную готку Боди, которую буллили одноклассники, возвращение в стены школы ее разбивает. Это ощущается, как токсичные, созависимые отношения с ее собственной историей.
Мне нравится, как Маккаи работает с памятью. Ведь когда преступление произошло больше двадцати лет назад, почти все, что остается — это память. Иногда обманчивая, иногда выдающая желаемое за действительность, иногда кажущаяся совсем другой спустя годы. Писательница успешно перебирает страницы воспоминаний, нажимая на все болезненные точки.
Еще одна болезненная точка, не только для Боди, но и для читателя — желание получить не только ответ, но и справедливость. Однако что есть справедливость? Где происходит та грань, за которой справедливость для одного будет значить и справедливость для всех? И сколько раз нам придется подумать «Ты не понимаешь, это другое»?
Боди — очень живая героиня. Впрочем, у Маккаи все герои получились живыми. И поэтому к ней испытываешь всю гамму чувств сразу. Она может быть неприятной, может манипулировать, может оправдывать себя, может поступать плохо и глупо. А может быть одержимой делом, искренней и доброй. Ее беспокоит место женщин в этом мире и их права, она злится каждый раз, когда ее спрашивают, с кем она оставила на эти две недели своих детей (вы же знаете, что у детей два родителя?), злится каждый раз, когда видит несправедливость. Иногда мне казалось, что она думает, что раскрытие дела закроет дыру в душе самой Боди. Что ее вовлеченность — это попытка добиться справедливости для себя, будто бы она может переписать свою жизнь.
Что ж, я прониклась. Это большая, масштабная история, которая не всем подарит ожидаемый финал. Но мне понравилось, сколько вопросов она задает. Маккаи будто бы, как и многие из нас, пытается нащупать общественные вопросы, получить четкие границы: «Это хорошо, а это — плохо». И рефлексировать на эти темы с Боди мне показалось на редкость интересно.
Комментарии
О, а я только-только дочитала Тайную историю. Теперь отсылки на нее уверенно преследуют ахахах )
есть такое, я ее неспешно читала весь месяц и теперь в каждой вижу ее эхо)
Вы очень хорошо написали, спасибо
Вам спасибо за приятные слова!)