Больше рецензий

25 июля 2024 г. 22:00

94

4.5 О хищных растениях, прожорливых бактериях и полном крахе цивилизации

Фантасты постоянно задают нам вопросы, на которые порой мы не можем найти нужного ответа. Например, что будет с людьми, если все их достижения, научные изыскания или технические разработки вдруг станут полностью бесполезными, если цивилизация потеряет над ними контроль или способность ими пользоваться.

Звучит все это весьма неприятно, хотя и не далеко от жестокой правды, так как наш вид постоянно ходит по лезвию ножа, вечно заигрывая то с опасными вирусами, то сотрясая планету постоянными войнами, а то и вовсе увлеченно фантазируя на тему применения ядерного оружия, способного уничтожить всех и каждого.

В мировой литературе подобных сюжетов наберется с тысячу, но что будет, если мы представим ситуацию, когда большая половина населения Земли разом потеряет зрение или, допустим, столкнется с новейшей бактерией, готовой в мгновение ока сожрать абсолютно всю пластмассу и отправить человека в нокаут?

Возможно, кое-кто самоуверенно заявит, что такого никогда не произойдет, дескать, хватит же у нас ума и смекалки, чтобы вовремя остановиться перед тем, как нажать роковую красную кнопку! Подобная речь вызовет у прожженных фантастов ироничную ухмылку, ведь они явно имеют иную точку зрения.

Порой их взгляды крайне пессимистичны, так как писатели обычно очень глубоко копают в плане того же самого психологизма, который диктует людям, поставленных на грань выживания, доисторическую планку жестокости и варварства, ибо когда законы перестают работать, то и нормы морали гибнут быстрее всего.

Пока мы играем в некое подобие вежливости, то все идет своим чередом, но как только порядок старого образа жизни идет под откос, все тут же теряют голову, отбрасывая всякую учтивость в сторону. За окном приевшиеся грани бытия износятся быстрее, чем вы думали, уступив место грянувшему кровопролитию.

За окном будут слоняться слепые мертвецы, а за поворотом дома устроит засаду коварный триффид, ну и что? Это не остановит выживших, а наоборот - лишь подстегнет их, чтобы те немногие начали сражаться и лить чужую кровь за остатки еды, подходящий кров или женщин, в миг ставших обреченным товаром.

Феодализм при таких обстоятельствах воспрянет из пепла, пожиная когтистыми лапами результаты краха погибнувшей цивилизации, чьи обитатели снизошли до банального истребления себе подобных в тот миг, когда всеобщая гибель уже не за горами. Фантасты пишут о том, что природа человека неисправима.

Не устоит он и перед врагом невидимым, то есть самый банальный микроб или бактерия готова уложить всякого, кто наивно полагает о том. что весь окружающий мир под его пятой. Один неудачный опыт, где мимолетная секунда спускает все надежды в унитаз, и все - катастрофа неминуема!

Людям давно пора уяснить, что их царство на планете стоит зыбко и неустойчиво, так как сегодня все мы полагаемся лишь на технологии и коммуникации. Допустим, что в сточных водах появился такой паразит, который съедает на завтрак тонну пластмассы и изоляций, и что случится тогда?

Метро, канализации, светофоры и прочая атрибутика города прекратит существование, похоронив между делом кучу живых существ, не считаясь с надеждами и планами последних. Самолеты рухнут с небес, а узнаваемые предметы быта превратятся в клейкую и шипящую жижу, от которой спасения не будет.

Хорошо, не будем сгущать краски, ведь кризис всегда можно преодолеть, если только действовать сообща. Отбросив всю свою гордыню, злость и расовую принадлежность, люди могут объединяться и давать отпор всякой напасти, если та реально возьмет их за горло, вонзившись в слабую плоть шершавыми пальцами.

Фантасты отмечают, что шанс спасения для человека невелик, но им можно пользоваться, если, конечно, голова крепко сидит на плечах и рационально размышляет, выстраивая логические цепи и выискивая оптимальный план спасения. Иного выхода не дано, ведь иначе все накроется медным тазом.

"ДЕНЬ ТРИФФИДОВ" (1951 г.)

Настоящая классика постапокалипсиса, написанная британским писателем Джоном Уиндемом, которая не только прославила своего создателя, но и сильно повлияла мировую культуру, махом изменив многие представления о данном поджанре в литературе, когда привычное общество гибнет в первые же часы.

Эта история уже давно стала нарицательной, подарившая любителям фантастики крепкий сюжет о том, как внезапно ослепшее человечество попыталось выжить наравне с плотоядными растениями - триффидами, чье появление напрямую связано с какими-то лабораторными опытами или экспериментами.

Уиндем стартует с места в карьер, набирая стремительный разбег в плане нагнетания сюжета и прорисовки основных персонажей. Лишь единицы смогли сохранить зрение, но даже при таких исходных это им слабо помогает, потому что многие из них буквально озверели или боязливо затаились, ожидая помощи извне.

Вокруг вышагивают хищные растения, кругом бродят ослепшие бродяги, чей конец предрешен. Магазины взломаны, продукты питания имеют свойства кончаться, на носу чумная эпидемия и нет спасения от шипов, разящих наповал зазевавшихся бедолаг своим смертельным ядом.

Смогут ли герои остаться в живых и выстроить новый мир, где тирания и неравенство исчезнут, или же все снова останется прежним, когда оголтелые апологеты борьбы и ненависти решат простроить на обломках канувшего мира исковерканный симбиоз зла и насилия, даже невзирая на то, что дни их уже сочтены?

"МУТАНТ-59" (1971 г.)

Благими намерениями выложена дорожка в ад. Неизвестный доктор мечтал избавить мир от пластикового мусора весь мир, используя выведенного для этого бактерию, но своими стараниями он чуть ли не погубил все то, ради чего ночами бился в остервенелых опытах и экспериментах.

Обстоятельства сложились не самым радужным образом, когда бацилла, случайно попавшая в сточные воды, стала буквально пожирать и разлагать любую пластмассу вместе с изоляцией проводов, что и привело очень скоро к натуральному коллапсу в центре Лондона.

Упомянутый роман перестал пользоваться популярностью, но это не говорит о том, что его идеи или сюжет потеряли в злободневности или актуальности. Работа Кита Педлера и Джерри Дэвиса напрямую говорит о том, что каждый ученый обязан быть ответственным за то, над чем он работает в данный момент.

Будь то лекарства, технологии, сооружения и прочее, за все это и многое другое мы обязаны следить, ведь иначе халатное отношение может привести к масштабной катастрофе. Что читатель и наблюдает в момент прочтения данного произведения, где целая колония свежих микробов дала прикурить всей стране!

Теперь любая станция метро, линия газоснабжения, современный авиалайнер или обычная кухня станет опасным объектом, источающим невероятное зловоние и пары метана, готового отправить на воздух пару-тройку жилых кварталов или несколько запруженных людьми шоссе.

Сюжет динамично поскачет по закрученным ухабам, где главными героями станут абсолютно все участники трагичных событий. Химики, репортеры, пилоты, машинисты и другие на собственной шкуре прочувствуют всю тяжесть создавшегося положения, когда одно открытие наслоилось на другое, породив сущего монстра.

Педлер и Дэвис придумали историю, в которой люди с безысходностью наблюдают за тем, как привычный мир и предметы быта буквально тают на глазах, пытаясь спешно найти противоядие против заразы. Такой роман способен развлечь, но в то же время он показывает всю хрупкость и слабость наших технологий.

Итог: о таком сборнике хочется говорить еще и еще, но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Это стоит того, чтобы прочесть очередную страшную выдумку на возможную тему крушения развивающейся цивилизации людей, которые в наше время, видимо, начисто забыли о том, что их величие нестабильно.